Константин Егорович Маковский известен как автор многих произведений на историческую тематику. Обращение же художника к сюжетам крестьянской жизни сыграло значительную роль в становлении передвижнической жанровой картины в русском искусстве второй половины ХIХ века. Необыкновенный всплеск интереса к подобного рода сюжетам произошел в творчестве художника в годы зарождения широкого общественного движения, названного «хождением в народ». Этот яркий и плодотворный период в развитии жанровой картины связан со временем возникновения Товарищества передвижных художественных выставок, учредителем которого и стал в 1870 году Константин Маковский. В это время он особенно много путешествовал по России, собирая материал о крестьянской жизни.
Картина «Крестьянский обед во время жатвы» была создана в период расцвета жанровой живописи в России. При этом написана она в самобытной, свойственной именно Маковскому манере. В картине нет нот критики или стремления запечатлеть тяготы бедной жизни. Напротив, перед зрителем — романтизированный образ русского крестьянства. Часто встречающиеся в произведениях художника теплый колорит и внимание к деталям позволяют зрителю не только полюбоваться красотой написанной сцены, но и рассмотреть все детали крестьянского быта.
В 1871 году «Крестьянский обед во время жатвы» Маковского получил первую премию Общества поощрения художеств. Как и все жанровые композиции, картина повествовательна и рассказывает о жизни крестьянских семей в поле в период сенокоса. Персонажи на картине разделены на несколько групп и расположены в разной удаленности от зрителя. На первом плане люди собрались рядом с подвешенным на треножнике котлом и готовятся к трапезе, на дальнем плане отдыхают дети, еще чуть поодаль кормятся распряженные лошади.
Наблюдательно и тонко показаны герои полотна: в лицах и фигурах крестьян ни напряжения, ни позирования «для зрителя». Образы не лишены портретной индивидуальности, но при этом объединены единой стилистикой. Мужчины изображены тружениками, хозяевами, женщины — хранительницами очага, дети не вызывают жалости и сострадания. Создается ощущение спокойного течения жизни. Выхваченная из жизни незамысловатая бытовая сцена поднялась над будничной повседневностью, раскрывая перед зрителем всю красоту случайного момента.
Картина «Крестьянский обед во время жатвы» была создана в период расцвета жанровой живописи в России. При этом написана она в самобытной, свойственной именно Маковскому манере. В картине нет нот критики или стремления запечатлеть тяготы бедной жизни. Напротив, перед зрителем — романтизированный образ русского крестьянства. Часто встречающиеся в произведениях художника теплый колорит и внимание к деталям позволяют зрителю не только полюбоваться красотой написанной сцены, но и рассмотреть все детали крестьянского быта.
В 1871 году «Крестьянский обед во время жатвы» Маковского получил первую премию Общества поощрения художеств. Как и все жанровые композиции, картина повествовательна и рассказывает о жизни крестьянских семей в поле в период сенокоса. Персонажи на картине разделены на несколько групп и расположены в разной удаленности от зрителя. На первом плане люди собрались рядом с подвешенным на треножнике котлом и готовятся к трапезе, на дальнем плане отдыхают дети, еще чуть поодаль кормятся распряженные лошади.
Наблюдательно и тонко показаны герои полотна: в лицах и фигурах крестьян ни напряжения, ни позирования «для зрителя». Образы не лишены портретной индивидуальности, но при этом объединены единой стилистикой. Мужчины изображены тружениками, хозяевами, женщины — хранительницами очага, дети не вызывают жалости и сострадания. Создается ощущение спокойного течения жизни. Выхваченная из жизни незамысловатая бытовая сцена поднялась над будничной повседневностью, раскрывая перед зрителем всю красоту случайного момента.