Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XV−XX веков из фондов ГХМ ХМ»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Богоматерь Неопалимая купина

Время создания
Конец XVIII - начало XIX века
Размер
77,5x61,9 см
77,5х61,9х3,2 см
Техника
Дерево, темпера
2
Открыть в приложении
#1
Автор неизвестен
Богоматерь Неопалимая купина
#7
Иконописный тип «Неопалимая купина» сложился в византийском искусстве в XII веке. На Руси подобные образы появились позднее — в середине XVI века. В основе сюжета лежит видение пророку Моисею несгораемого тернового куста, из которого с ним говорил Господь. Образ стали называть Неопалимая купина.
#3

Иконография

#2
Композицию составляли из двух четырёхконечных звёзд, наложенных друг на друга. В центре верхней фигуры изображали Богоматерь с Иисусом на левой руке, а в лучах и вокруг звезды — сюжеты с ангелами из Ветхого завета. Ангелы служат Богу-отцу Саваофу — управляют стихиями, поэтому они изображены с кубком огня, снега или с пучком молнии. По углам иконы мастера рисовали видения пророков. Моисею явился несгораемый куст, Исайе — Серафим с горящими углями в щипцах, Иакову — лестницы в небо, а Иезекиилю — закрытые небесные врата.

#5

Время создания иконы

#6
На старинных образах часто можно увидеть поясняющие надписи, они помогают исследователям датировать эти произведения. Например, в XI веке писали без пробелов, а высота буква равнялась её ширине. На иконе из Государственного художественного музея Ханты-Мансийска строки разделены на слова, а буквы удлинённой формы с каплевидными элементами — такой шрифт появился в XVII веке, им украшали лики и в XVIII–XIX веках.

Определять время создания иконы позволяют и ковчеги — углублённые срединные поля. Их делали, чтобы создать рамку по краям иконы, а также уберечь основное изображение от царапин. Ковчег упрощал и саму обработку иконы на последнем этапе, в него, как в ванночку, наливали варёное льняное масло. C XVII–XVIII веков иконы писали на ровных основаниях, без ковчега, а рамку делали живописной.
#8
Икону «Богоматерь Неопалимая купина» написали мастера в Ярославле в конце XVIII — начале XIX века. Иконопись в этом регионе отличалась яркими красками, орнаментальностью и эмоциональностью образов.

После революции «Неопалимая купина» хранилась в собрании коллекционера Виктора Самсонова в Санкт-Петербурге. В 1996 году её приобрёл Фонд поколений Ханты-Мансийска в рамках программы «Раритеты и художественные ценности», а через 15 лет икону передали в фонд Государственного художественного музея.
#9
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Богоматерь Неопалимая купина

Время создания
Конец XVIII - начало XIX века
Размер
77,5x61,9 см
77,5х61,9х3,2 см
Техника
Дерево, темпера
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%