Иконописный тип «Неопалимая купина» сложился в византийском искусстве в XII веке. На Руси подобные образы появились позднее — в середине XVI века. В основе сюжета лежит видение пророку Моисею несгораемого тернового куста, из которого с ним говорил Господь. Образ стали называть Неопалимая купина.
Богоматерь Неопалимая купина
Время создания
Конец XVIII - начало XIX века
Размер
77,5x61,9 см
77,5х61,9х3,2 см
77,5х61,9х3,2 см
Техника
Дерево, темпера
2
Открыть в приложении#1
Автор неизвестен
Богоматерь Неопалимая купина
#7
#3
Иконография
#2
Композицию составляли из двух четырёхконечных звёзд, наложенных друг на друга. В центре верхней фигуры изображали Богоматерь с Иисусом на левой руке, а в лучах и вокруг звезды — сюжеты с ангелами из Ветхого завета. Ангелы служат Богу-отцу Саваофу — управляют стихиями, поэтому они изображены с кубком огня, снега или с пучком молнии. По углам иконы мастера рисовали видения пророков. Моисею явился несгораемый куст, Исайе — Серафим с горящими углями в щипцах, Иакову — лестницы в небо, а Иезекиилю — закрытые небесные врата.
#5
Время создания иконы
#6
На старинных образах часто можно увидеть поясняющие надписи, они помогают исследователям датировать эти произведения. Например, в XI веке писали без пробелов, а высота буква равнялась её ширине. На иконе из Государственного художественного музея Ханты-Мансийска строки разделены на слова, а буквы удлинённой формы с каплевидными элементами — такой шрифт появился в XVII веке, им украшали лики и в XVIII–XIX веках.
Определять время создания иконы позволяют и ковчеги — углублённые срединные поля. Их делали, чтобы создать рамку по краям иконы, а также уберечь основное изображение от царапин. Ковчег упрощал и саму обработку иконы на последнем этапе, в него, как в ванночку, наливали варёное льняное масло. C XVII–XVIII веков иконы писали на ровных основаниях, без ковчега, а рамку делали живописной.
#8
Икону «Богоматерь Неопалимая купина» написали мастера в Ярославле в конце XVIII — начале XIX века. Иконопись в этом регионе отличалась яркими красками, орнаментальностью и эмоциональностью образов.
После революции «Неопалимая купина» хранилась в собрании коллекционера Виктора Самсонова в Санкт-Петербурге. В 1996 году её приобрёл Фонд поколений Ханты-Мансийска в рамках программы «Раритеты и художественные ценности», а через 15 лет икону передали в фонд Государственного художественного музея.
После революции «Неопалимая купина» хранилась в собрании коллекционера Виктора Самсонова в Санкт-Петербурге. В 1996 году её приобрёл Фонд поколений Ханты-Мансийска в рамках программы «Раритеты и художественные ценности», а через 15 лет икону передали в фонд Государственного художественного музея.
#9
Государственный художественный музей Ханты-Мансийска
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Богоматерь Неопалимая купина
Время создания
Конец XVIII - начало XIX века
Размер
77,5x61,9 см
77,5х61,9х3,2 см
77,5х61,9х3,2 см
Техника
Дерево, темпера
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться