С 1880-х годов художник Константин Егорович Маковский увлекся историей России. Сюжеты на эту тему стали основой его творчества тех лет. Маковский изображал бояр XV–XVII веков, их обычаи, быт, что в результате привело к созданию целого цикла работ, получившего название «Боярский цикл».
«Поцелуйный обряд» — это знаковое полотно для своего времени. Большое многофигурное произведение выполнено с вниманием к исторической точности интерьера, предметов быта, старинных костюмов, а также характеров героев. Сегодня картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
В Химкинской картинной галерее представлен эскиз к этой работе. Считается, что сюжет для картины Маковский позаимствовал в одной из сцен исторического романа Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный», который был издан в 1863 году. Под впечатлением от романа художник, склонный к романтизму и декоративной яркости сюжетов, создает свое видение старинного русского обряда чествования гостей.
В произведении Толстого описывается «поцелуйный обряд» во время застолья в доме опального боярина Морозова. По традиции, его молодая супруга Елена должна была выйти к гостям и принять поцелуй от каждого из гостей, предварительно поднеся ему кубок вина.
Художника привлекла нескрываемая ревность старого боярина, который зорко следит за обрядом угощения, присматривается к молодому гостю, ожидая, что юная красавица-жена выдаст свои чувства. Боярин ждет подтверждения своих подозрений в неверности жены.
Маковский строит композицию по законам театральной мизансцены, где на фоне декораций боярского чертога застыли действующие лица. В руке боярыня неуверенно держит золотой кубок. Главный герой романа князь Никита Романович Серебряный устремляется навстречу красавице Елене Дмитриевне, скромной и любящей, вынужденной скрывать свое чувство в присутствии мужа. Хозяин дома боярин Морозов, тяжело опустившись в кресло, прислушивается к наветам горбуна в шутовском колпаке и не сводит пристального взгляда с супруги.