Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русская живопись XIX–XX веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Поцелуйный обряд

Время создания
1890-е годы
Место создания
Российская империя
Размер
59x90 см
Техника
холст, масло
1
Открыть в приложении
#11

С 1880-х годов художник Константин Егорович Маковский увлекся историей России. Сюжеты на эту тему стали основой его творчества тех лет. Маковский изображал бояр XV–XVII веков, их обычаи, быт, что в результате привело к созданию целого цикла работ, получившего название «Боярский цикл».

«Поцелуйный обряд» — это знаковое полотно для своего времени. Большое многофигурное произведение выполнено с вниманием к исторической точности интерьера, предметов быта, старинных костюмов, а также характеров героев. Сегодня картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

В Химкинской картинной галерее представлен эскиз к этой работе. Считается, что сюжет для картины Маковский позаимствовал в одной из сцен исторического романа Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный», который был издан в 1863 году. Под впечатлением от романа художник, склонный к романтизму и декоративной яркости сюжетов, создает свое видение старинного русского обряда чествования гостей.

В произведении Толстого описывается «поцелуйный обряд» во время застолья в доме опального боярина Морозова. По традиции, его молодая супруга Елена должна была выйти к гостям и принять поцелуй от каждого из гостей, предварительно поднеся ему кубок вина.

Художника привлекла нескрываемая ревность старого боярина, который зорко следит за обрядом угощения, присматривается к молодому гостю, ожидая, что юная красавица-жена выдаст свои чувства. Боярин ждет подтверждения своих подозрений в неверности жены.

Маковский строит композицию по законам театральной мизансцены, где на фоне декораций боярского чертога застыли действующие лица. В руке боярыня неуверенно держит золотой кубок. Главный герой романа князь Никита Романович Серебряный устремляется навстречу красавице Елене Дмитриевне, скромной и любящей, вынужденной скрывать свое чувство в присутствии мужа. Хозяин дома боярин Морозов, тяжело опустившись в кресло, прислушивается к наветам горбуна в шутовском колпаке и не сводит пристального взгляда с супруги.

Несмотря на то, что представленная картина — всего лишь эскиз, в своей работе Маковский смог мастерски передать не только атмосферу и быт боярской жизни, но и многообразие чувств героев: ревность и злость боярина Морозова, смущение его молодой жены, порыв чувств князя Серебряного.
#12
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Поцелуйный обряд

Время создания
1890-е годы
Место создания
Российская империя
Размер
59x90 см
Техника
холст, масло
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Маковский К.Е. Коллекция работ

Крестьянский обед в поле
Крестьянский обед в поле
Таганрогский художественный музей
Каирец
Каирец
Дагестанский музей изобразительных искусств
Портрет детей художника
Портрет детей художника
Тверская областная картинная галерея
Портрет девочки
Портрет девочки
Ростовский музей изобразительных искусств
Женский портрет
Женский портрет
Музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко
Цыганка
Цыганка
Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева
Дама в черном
Дама в черном
Национальный художественный музей Якутии
Портрет Муравьева-Амурского
Портрет Муравьева-Амурского
Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачёва
Под венец
Под венец
Серпуховский историко-художественный музей
Портрет Е.А. Воронцовой-Дашковой
Портрет Е.А. Воронцовой-Дашковой
Радищевский музей
В каирской кофейне
В каирской кофейне
Серпуховский историко-художественный музей
Портрет М.И. Глинки
Портрет М.И. Глинки
Смоленский исторический музей
Поцелуйный обряд
Поцелуйный обряд
Государственный Русский музей
Перенесение священного ковра в Каире
Перенесение священного ковра в Каире
Государственный Русский музей
Портрет молодой женщины с розовым бантом
Портрет молодой женщины с розовым бантом
Национальная галерея Республики Коми
Слёзкина, женский портрет
Слёзкина, женский портрет
Горловский художественный музей
Боярин с кубком
Боярин с кубком
Государственный художественный музей Югры
Портрет неизвестной женщины в черном платье
Портрет неизвестной женщины в черном платье
Музей имени И.И. Машкова
Боярышня. За чаем
Боярышня. За чаем
Ульяновский областной художественный музей
Портрет Тарновской
Портрет Тарновской
Художественная культура Русского Севера
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%