Константин Маковский был одним из самых популярных и дорогих художников Российской империи конца XIX — начала XX века. Он прославился благодаря портретам и историческим полотнам. Картины у художника заказывали члены императорской семьи и российские аристократы, а его работы были такими дорогими, что некоторые из них не мог купить даже Павел Третьяков.
Персона
Маковский Константин Егорович
Годы жизни: 1839—1915
#3
#4
Детство и учеба
#5
Москве. Егор Маковский, отец художника, коллекционировал живописные полотна и сам писал картины. Он организовал в Москве творческий кружок, где обучали рисованию. Позднее его преобразовали в Московскую академию живописи, ваяния и зодчества.
Мать Любовь Молленгауэр была профессиональным музыкантом и преподавателем Московской консерватории. Все дети Маковских связали свою жизнь с искусством: Константин, Владимир, Николай и Александра стали художниками, а их сестра Мария — актрисой.
В 1851 году Маковский стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а через семь лет продолжил учебу в петербургской Академии художеств.
В это время Маковский создавал в основном работы на исторические сюжеты. Художник быстро попал в перечень лучших учеников Академии. Всего туда включили 14 человек, в том числе Ивана Крамского, Фирса Журавлева и Александра Литовченко. Каждый год избранные студенты могли участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль Академии художеств. Ее обладатель получал денежный приз и мог уехать на шесть лет в Италию — для учебы и работы. Однако в 1863 году руководство Академии изменило правила конкурса: студенты больше не могли самостоятельно выбирать тему для своих картин, а еще — для конкурса объединили жанровый и исторический классы. Учащиеся пытались протестовать, но правила так и не поменяли. Тогда 14 студентов покинули Академию. Журналисты назвали их поступок«бунтом четырнадцати». Раньше никто так открыто не выступал против Академии художеств.
Мать Любовь Молленгауэр была профессиональным музыкантом и преподавателем Московской консерватории. Все дети Маковских связали свою жизнь с искусством: Константин, Владимир, Николай и Александра стали художниками, а их сестра Мария — актрисой.
В 1851 году Маковский стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а через семь лет продолжил учебу в петербургской Академии художеств.
В это время Маковский создавал в основном работы на исторические сюжеты. Художник быстро попал в перечень лучших учеников Академии. Всего туда включили 14 человек, в том числе Ивана Крамского, Фирса Журавлева и Александра Литовченко. Каждый год избранные студенты могли участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль Академии художеств. Ее обладатель получал денежный приз и мог уехать на шесть лет в Италию — для учебы и работы. Однако в 1863 году руководство Академии изменило правила конкурса: студенты больше не могли самостоятельно выбирать тему для своих картин, а еще — для конкурса объединили жанровый и исторический классы. Учащиеся пытались протестовать, но правила так и не поменяли. Тогда 14 студентов покинули Академию. Журналисты назвали их поступок«бунтом четырнадцати». Раньше никто так открыто не выступал против Академии художеств.
#6
«Наследник Карла Брюллова»
#7
Константин Маковский и другие бывшие студенты Академии основали первое в России художественное объединение — Артель художников. Возглавил его Иван Крамской. Живописцы вместе арендовали квартиру в Петербурге, они помогали друг другу в работе и даже делили доходы.
В 1860-х Маковский писал в основном сцены из городской жизни, портреты горожан:«Швея», «Маленькие шарманщики у забора зимой», «Вдовушка». Для его картин были характерны темные оттенки и привлекательные герои. За особую живописную манеру критики называли художника наследником Карла Брюллова.
В это же время Константин Маковский стал создавать портреты российской знати — например, генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева-Амурского, графини Строгановой. Уже в 1860-е художник стал очень известен в Петербурге, его портреты считались дорогими по тем временам. Маковский снял студию в центре столицы — у Дворцовой площади. А затем покинул Артель художников.
В 1870 году живописец присоединился к передвижникам и даже помог составить устав Товарищества. Константин Маковский был членом организации больше 50 лет и постоянно представлял свои картины на ее выставках.
В 1870-х Константин Маковский много ездил по России, писал портреты людей из разных губерний. Под Тамбовом он создал свою знаменитую работу —«Дети, бегущие от грозы». А еще Маковский побывал за границей — в Африке, Египте и Сербии. Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов художник наблюдал за боевыми действиями на Балканах. Здесь он делал наброски: зарисовывал местных жителей, бытовые сценки. А в Египте Маковский задумал картины«Болгарские мученицы», «Ковровая лавка в Каире», «Мавр» и другие.
В 1879 году император Александр II приобрел для Эрмитажа картину«Русалки». Вскоре он заказал у живописца собственный портрет. После этого Маковский еще несколько раз изображал императора на своих работах. В прессе его стали называть придворным живописцем. Портреты у него заказывали не только Романовы, но и российские аристократы — Юсуповы, Репнины, Строгановы, известные музыканты, артисты.
Константин Маковский интересовался мировой историей и культурой Востока, он коллекционировал антиквариат. Некоторые старинные предметы из своего собрания художник изобразил на портрете сына Сергея под названием «Портрет сына в мастерской» («Маленький антиквар»).
В 1880-х Маковский создавал много исторических полотен, среди них —«Смерть Ивана Грозного»,«Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям» и «Пир у боярина Морозова». Часто художник писал бояр:«Боярышня у окна», «Боярышня с подносом».
В 1860-х Маковский писал в основном сцены из городской жизни, портреты горожан:«Швея», «Маленькие шарманщики у забора зимой», «Вдовушка». Для его картин были характерны темные оттенки и привлекательные герои. За особую живописную манеру критики называли художника наследником Карла Брюллова.
В это же время Константин Маковский стал создавать портреты российской знати — например, генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева-Амурского, графини Строгановой. Уже в 1860-е художник стал очень известен в Петербурге, его портреты считались дорогими по тем временам. Маковский снял студию в центре столицы — у Дворцовой площади. А затем покинул Артель художников.
В 1870 году живописец присоединился к передвижникам и даже помог составить устав Товарищества. Константин Маковский был членом организации больше 50 лет и постоянно представлял свои картины на ее выставках.
В 1870-х Константин Маковский много ездил по России, писал портреты людей из разных губерний. Под Тамбовом он создал свою знаменитую работу —«Дети, бегущие от грозы». А еще Маковский побывал за границей — в Африке, Египте и Сербии. Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов художник наблюдал за боевыми действиями на Балканах. Здесь он делал наброски: зарисовывал местных жителей, бытовые сценки. А в Египте Маковский задумал картины«Болгарские мученицы», «Ковровая лавка в Каире», «Мавр» и другие.
В 1879 году император Александр II приобрел для Эрмитажа картину«Русалки». Вскоре он заказал у живописца собственный портрет. После этого Маковский еще несколько раз изображал императора на своих работах. В прессе его стали называть придворным живописцем. Портреты у него заказывали не только Романовы, но и российские аристократы — Юсуповы, Репнины, Строгановы, известные музыканты, артисты.
Константин Маковский интересовался мировой историей и культурой Востока, он коллекционировал антиквариат. Некоторые старинные предметы из своего собрания художник изобразил на портрете сына Сергея под названием «Портрет сына в мастерской» («Маленький антиквар»).
В 1880-х Маковский создавал много исторических полотен, среди них —«Смерть Ивана Грозного»,«Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям» и «Пир у боярина Морозова». Часто художник писал бояр:«Боярышня у окна», «Боярышня с подносом».
#8
Последние годы жизни художника
#9
Работы Константина Маковского хорошо продавались и за рубежом. Иностранные критики называли его«певцом эпохи». В 1880-е Маковский побывал в США — даже посетил Белый дом и познакомился с Теодором Рузвельтом. Американский ювелир Чарльз Уильям Шуман купил у художника полотно «Боярский свадебный пир» за 15 тысяч долларов. Шуман издавал открытки с изображением этой картины и выставил работу Маковского прямо в витрине своей ювелирной лавки в Нью-Йорке.
На Всемирной выставке в Париже Маковского наградили золотой медалью. Критики отметили его исторические полотна«Демон и Тамара», «Смерть Ивана Грозного».
В 1890-х художник поселился в Париже, купил та мастерскую. А вскоре Маковского даже наградили орденом Почетного легиона — высшей наградой Франции. В Россию живописец вернулся в 1900-х.
В это время исторические полотна стали терять свою популярность. Критики ругали Маковского за однотипные сюжеты, похожих друг на друга героев. Владимир Стасов писал:
На Всемирной выставке в Париже Маковского наградили золотой медалью. Критики отметили его исторические полотна«Демон и Тамара», «Смерть Ивана Грозного».
В 1890-х художник поселился в Париже, купил та мастерскую. А вскоре Маковского даже наградили орденом Почетного легиона — высшей наградой Франции. В Россию живописец вернулся в 1900-х.
В это время исторические полотна стали терять свою популярность. Критики ругали Маковского за однотипные сюжеты, похожих друг на друга героев. Владимир Стасов писал:
#10
Он давно пишет все больше французские будуарные панно и будуарные картины или французские маленькие конфетные головки.
#11
Однако живописец все еще был популярен среди петербургской знати. По заказу Николая II он написал портрет великой княжны Марии Николаевны.
Вместе с Борисом Зворыкиным, Иваном Билибиным и другими художниками Маковский основал Общество возрождения художественной Руси. Члены организации популяризировали историю, помогали талантливым детям.
В сентябре 1915 года автомобиль Маковского столкнулся с трамваем. Художник сильно пострадал, перенес операцию. 30 сентября 1915 года он умер. Похоронили Константина Маковского на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Могила художника не сохранилась: ее разрушили во время революционных беспорядков в 1917 году.
Вместе с Борисом Зворыкиным, Иваном Билибиным и другими художниками Маковский основал Общество возрождения художественной Руси. Члены организации популяризировали историю, помогали талантливым детям.
В сентябре 1915 года автомобиль Маковского столкнулся с трамваем. Художник сильно пострадал, перенес операцию. 30 сентября 1915 года он умер. Похоронили Константина Маковского на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Могила художника не сохранилась: ее разрушили во время революционных беспорядков в 1917 году.
#1
читать дальшескрыть