Константин Маковский во второй половине XIX века был известен как любимый художник императора Александра II, состоятельный человек, академик и приближенный к великосветскому обществу Санкт-Петербурга. Потомственный дворянин, сын основателя Московского училища живописи и ваяния, брат не менее известного художника-передвижника Владимира Маковского, участник ежегодных выставок парижского Салона, он был известен далеко за пределами России.
1 / 2
Девочка с кувшином
Время создания
Конец XIX - начало ХХ вв
Размер
89x62 см
Техника
картон, пастель
11
Открыть в приложении#1
Маковский К.Е.
Девочка с кувшином
#10
#6
На протяжении всей жизни Константин Егорович писал заказные портреты аристократии и членов императорской фамилии, что приносило немалый доход и сделало его состоятельным человеком и модным художником. Отдавая дань различным веяниям в искусстве, он обращался и к жанровым сценам, и к евангельским сюжетам, и к народной теме.
Константин Егорович Маковский (1839–1915). Автопортрет. 1860. Дерево, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
#11
Константин Егорович много путешествовал по Европе и длительное время жил в Париже. А в 1870 году он собирал материал для картин на крестьянскую тему, побывав в Тамбовской, Тверской и Саратовской губерниях Российской империи. К этому времени относятся работы «Жница», «Крестьянский обед во время жатвы», «Похороны в деревне», «Дети бегут от грозы» и множество портретов крестьянских девушек.
#3
Константин Егорович Маковский (1839–1915). Женская головка. Конец XIX века. Доска, масло. Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
В отличие от коллег по Товариществу передвижных художественных выставок, куда К. Е. Маковский вступил одним из учредителей в 1870 году, его крестьянские полотна не носят остросоциального характера и не представляют собой психологические типажи. В них сохранился оттенок салонного портрета, мастером которого был художник. Недаром он известен как создатель самых обворожительных боярынь и барышень в русском искусстве.
#12
В его работах крестьяне предстают в идиллическом ключе: румяные, нарядные и ярко одетые в народные костюмы, они изображены на фоне красивых пейзажей. Картины отличает поэтический строй и повышенный колорит, который, по мнению художника, ассоциировался с народным искусством. «В портретных полотнах Маковского краски подобраны, словно цветы в букете», — писал Иван Николаевич Крамской.
В портрете «Девочки с кувшином», хранящемся в Пензенской картинной галерее, много ярких деталей костюма и быта. Бедность и тяжелые заботы не коснулись юной крестьянки. Она свежа, одета в яркий нарядный сарафан и передник, носит украшения и, не стесняясь, смотрит на художника, позируя ему. Рука на поясе и прямой взгляд на зрителя намекают на ее сильный и волевой характер, а кувшин с молоком — на достаток в семье.
Картина выполнена пастелью на картоне, фон растушеван до размытости, а наряд девочки и лицо, наоборот, прорисованы четко и подробно. Акцентирование на деталях и сознательное невнимание к окружению модели — характерный прием в портретах кисти Константина Маковского.
Отсутствие каких-либо психологических поисков и акцента на тяжелом быте и положении крестьян в картинах К. Е. Маковского становится слишком заметным к концу XIX века. После его смерти в 1915 году и последующей переоценки приоритетов в искусстве Константин Маковский был надолго предан забвению, но затем возвращен в число признанных талантов русского искусства XIX века.
В портрете «Девочки с кувшином», хранящемся в Пензенской картинной галерее, много ярких деталей костюма и быта. Бедность и тяжелые заботы не коснулись юной крестьянки. Она свежа, одета в яркий нарядный сарафан и передник, носит украшения и, не стесняясь, смотрит на художника, позируя ему. Рука на поясе и прямой взгляд на зрителя намекают на ее сильный и волевой характер, а кувшин с молоком — на достаток в семье.
Картина выполнена пастелью на картоне, фон растушеван до размытости, а наряд девочки и лицо, наоборот, прорисованы четко и подробно. Акцентирование на деталях и сознательное невнимание к окружению модели — характерный прием в портретах кисти Константина Маковского.
Отсутствие каких-либо психологических поисков и акцента на тяжелом быте и положении крестьян в картинах К. Е. Маковского становится слишком заметным к концу XIX века. После его смерти в 1915 году и последующей переоценки приоритетов в искусстве Константин Маковский был надолго предан забвению, но затем возвращен в число признанных талантов русского искусства XIX века.
#5
Если кто из художников был популярен на Руси- то это именно он. На него, быть может, не молились, его не называли богом, но его все любили, и любили самые его недостатки- то самое, что сближало художника со своим временем.
А. Н. Бенуа.
#13
Пензенская картинная галерея им. К.А.Савицкого
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Девочка с кувшином
Время создания
Конец XIX - начало ХХ вв
Размер
89x62 см
Техника
картон, пастель
11
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться