В 1897 году, после успешного показа картины «Поцелуйный обряд» на персональной выставке в Петербурге, Константин Маковский подарил одно из лучших произведений своего «боярского» цикла только что открытому Русскому музею императора Александра III.
Поцелуйный обряд
Время создания
1895
Размер
330x500 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
7
Открыть в приложении#1
Константин Маковский
Поцелуйный обряд. 1895
#2
#3
Картина создана под впечатлением от романа Алексея Толстого «Князь Серебряный», вдохновившего многих художников второй половины XIX века на создание живописных полотен на тему боярской Руси.
Маковского, как и его современника Вячеслава Шварца, привлекла сцена ревности старого боярина Морозова: не выдаст ли себя как-нибудь красавица жена Алена Дмитриевна.
Вячеслав Шварц. Угощение. 1865
#18
Поцелуйный обряд — старинный русский обряд чествования гостей.
Наиболее красочно его описал барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году.
Наиболее красочно его описал барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году.
#19
С чаркой вина, празднично одетая, выходила хозяйка приветствовать участников застолья. Пригубив вино и кланяясь, она угощала каждого дорогого гостя.
Затем кланялся хозяин и просил целовать жену, высказывая тем самым полное доверие пришедшему в его дом человеку и ожидая в ответ того же.
Затем кланялся хозяин и просил целовать жену, высказывая тем самым полное доверие пришедшему в его дом человеку и ожидая в ответ того же.
#5
На большом холсте художнику удалось создать эффектное театрализованное зрелище.
Композиция выполнена по законам мизансцены, где на фоне великолепных декораций теремного интерьера встали в подобающие событию позы действующие лица.
Тяжело опустившись в кресло, прислушиваясь к наветам горбуна в шутовском колпаке, седовласый боярин Дружина Андреевич Морозов зорко следит за обрядом угощения молодого гостя.
Композиция выполнена по законам мизансцены, где на фоне великолепных декораций теремного интерьера встали в подобающие событию позы действующие лица.
Тяжело опустившись в кресло, прислушиваясь к наветам горбуна в шутовском колпаке, седовласый боярин Дружина Андреевич Морозов зорко следит за обрядом угощения молодого гостя.
Не владея собой, князь Никита Романович Серебряный порывисто устремляется навстречу красавице боярыне Елене Дмитриевне — скромной и страстной, любящей и вынужденной скрывать свое чувство.
#14
С виртуозным мастерством передает Маковский фактурное и цветовое богатство древнерусского боярского быта.
Падающий из слюдяных окошек солнечный свет разливается в пространстве огромных сводчатых чертогов, переливаясь по золоченым окладам икон, развешанным на стенах, по старинной домашней утвари — серебряным ковшам, кубкам, братинам и ларцам.
В солнечных лучах сверкают роскошные головные уборы русских женщин, поблескивают матово-голубым, изумрудно-зеленым, розово-золотым шелком и серебром парчовые одежды.
#13
К. Е. Маковский был страстным коллекционером. Его художественные мастерские в Петербурге и Париже были наполнены произведениями европейского и русского декоративно-прикладного искусства.
Предметом особой гордости художника была коллекция русских ларцов с резьбой по кости и старинных русских костюмов, которые он использовал в качестве исторического антуража в картинах «боярского цикла».
#12
Изображение давно забытых предметов русского быта во второй половине XIX века было новацией и большим достижением отечественного искусства.
Константин Маковский одним из первых открыл красоту в древнерусской старине, справедливо полагая, что именно в явлениях бытовой культуры ярче всего запечатлены эстетические представления и идеалы народа.
#17
Сияющие золотом и самоцветными каменьями головные уборы, были важным элементом русского женского костюма, демонстрирующим из какой местности владелица, каков ее возраст, семейное положение, а также состоятельность семьи.
После свадьбы женщине надлежало тщательно укрывать волосы. Ее головной убор представлял сложную конструкцию из шапочки-повойника, кокошника и платка-покрывала.
До свадьбы девушка носила венцы, повязки и обручи, которые оставляли макушку головы открытой.
После свадьбы женщине надлежало тщательно укрывать волосы. Ее головной убор представлял сложную конструкцию из шапочки-повойника, кокошника и платка-покрывала.
На Руси принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падёж скота, болезни. Появление замужней женщины на людях простоволосой считалось непристойным (отсюда — опростоволоситься).
#20
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Поцелуйный обряд
Время создания
1895
Размер
330x500 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
7
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться