Николай Фешин родился в 1881 году в семье резчика иконостасов. В 19 лет он поступил в Академию художеств и попал в мастерскую Ильи Репина, которая в те годы была самой популярной и востребованной. Творческий взгляд Фешина формировался под влиянием реалистических работ Репина. Художник стремился найти в каждой модели что-то неповторимое, воплотить в портрете главные черты внешности и души героя и в то же время старался придать изображению остроту. Фешин не любил гладкую живопись, похожую на произведения декоративно-прикладного искусства. Он писал крепкими широкими мазками ― в манере, близкой репинской.
Индивидуальный почерк Фешина сложился на пересечении многочисленных художественных направлений XX века. В его стиле соединились академическая основа, реалистические традиции передвижников, некоторые приёмы импрессионизма и влияние экспрессионизма. В картинах Фешина сочетались натурные, «мимолетные» впечатления и тонкая художественная режиссура. Искусствоведы считают, что живописец писал в стиле модерн, в «переходном стиле переходного времени». А сам Фешин так характеризовал свое творческое видение: «Лично я всегда старался выразить сюжет технически, строя свою работу на основе технического выполнения, как музыкант-виртуоз, а не как музыкант-композитор».
Необычные работы живописца высоко ценили и критики, и широкая публика. «Если вы хотите видеть чудо, идите на выставку Фешина», — писали журналисты. А Илья Репин о своем ученике говорил: «Фешин среди современных живописцев самый крупный».
Своеобразие портретов Николая Фешина проявляется в пластическом и цветовом строе, а также в выборе необычных ракурсов и оригинальной композиции. Так, композиция картины «Золотые волосы» разворачивается по кругу. Ощущение движения на картине задают динамичный поворот головы модели и её отведённая рука. А лицо девушки оказывается в центре этого круга.
Данный портрет Фешин создал в 1914 году, когда работал преподавателем живописи в Казани. В то время он часто писал учениц местной художественной школы, и исследователи полагают, что одна из них и послужила моделью для «Золотых волос».
В портрете Фешин отразил естественную грациозность и порывистую эмоциональность своей героини, сочетание её женственной натуры и твёрдого характера, который выдает резкий и прямой взгляд девушки.