Николай Иванович Фешин (1881, Казань — 1955, Санта-Моника, США) — один из наиболее ярких художников первой половины ХХ века. Он родился в семье резчика иконостаса, и, познакомившись с резьбой по дереву еще в детстве, впоследствии использовал нестандартную технику вырезая фигуры для будущих живописных работ. В четырнадцать лет он поступил в Казанское художественное училище, в котором проучился до 1900 года, а в 1901 году по рекомендации Училища был принят в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, в мастерскую И.Е. Репина, которую окончил в 1909 году. Его картина «Портрет неизвестной женщины» (1908) в 1909 году была удостоена золотой медали на международной выставке в Мюнхене, а конкурсная работа «Капустница» (1909) принесла Николаю Фешину звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу. В 1909 году Фешин вернулся в Казань и стал преподавателем рисунка и живописи в местной художественной школе (ныне Казанское Художественное училище имени Н.И. Фешина). Интересно, что дочь первого директора Казанской художественной школы Н.Н. Бельковича — Александра, в 1913 году станет женой Николая Ивановича.
С 1910 года художник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. В 1916 году Николай Фешин стал членом Общества передвижных художественных выставок и получил звание академика живописи. В 1923 году Фешин получил предложение преподавать в Нью-Йорке и уехал в США. По словам дочери — Ии Николаевны, взявшей на себя ответственность за сохранение наследия отца, Николай Иванович всегда помнил о родине и подчеркивал, что самое сильное и плодотворное влияние на него оказали годы детства, юности и зрелого творчества в России.
Начиная с 1900-х годов в творчестве художника уже господствовал импрессионизм. И как считают многие искусствоведы, наиболее значительные произведения художника были написаны им в период с 1910 по 1920-е годы. Несмотря на то что особую известность Николай Иванович получил благодаря созданным им портретам, он свободно и мастерски писал картины и в других жанрах, в том числе и пейзажи.
Пейзаж кисти Н.И. Фешина под названием «Ранняя весна» (1910) представлен в экспозиции нашего музея. Ранняя весна — это время перемен, ожидание волшебства весны, когда холод сменяется теплом. Именно это состояние природы художник запечатлел в небольшом деревенском этюде, на котором изображен огород на заднем дворе деревянного дома. Хозяйственные постройки и забор были выполнены художником в сочетании очень близких, неярких, высветленных и приглушенных тонов серого цвета. Но свет сиреневого с голубыми переливами неба отражается на покатой части крыши дома, приобретая розовый оттенок. На фоне крыши ярко выделяется дерево, размещенное художником на переднем плане картины. Ветки дерева художник выполнил в ярко-охристом цвете, тогда как его ствол, находящийся в тени, уходит в холодный оттенок. Оттаявшая земля в сочетании теплых желтоватых тонов прошлогодней травы местами еще покрыта белым снегом. Сдержанность колорита картины уравновешивает темпераментную динамику кисти художника, ее свободных и пластичных мазков. И здесь необходимо добавить, что Николай Иванович был не только живописцем, но и талантливым скульптором. Помимо кистей и мастихина, он мог использовать пальцы рук, чтобы смешать, размять или разгладить краску.