Николай Фешин написал «Мужской портрет» в 1920-х годах. Он выполнил его маслом на холсте в пастозной технике. Термин «пастозность» происходит от итальянского «pastoso» — «тестообразный». Так в живописи называют способ наложения красок на холст густыми слоями, иногда рельефно выступающими над поверхностью. Николай Фешин часто писал в такой манере.
Художник изобразил благородного мужчину с усами и клиновидной бородкой. Острый взгляд мужчины устремлен прямо на зрителя. Мастер сумел свободными движениями кисти передать внешний облик героя: удлиненное лицо, открытый лоб, тонкий с горбинкой нос, короткие темные волосы. На шее героя художник изобразил имитацию белого воротника, обрамленного черной полосой.
Николай Фешин родился в 1881 году в Казани. Там его отец владел позолотно-столярной мастерской. Маленький Николай сразу проявил талант к живописи, и его отдали учиться в художественную школу. После неё он поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге и попал в мастерскую к Илье Репину. Считается, что технике широкого свободного мазка Николай Фешин обучился именно у него. Взяв у великого мастера основу, в дальнейшем молодой художник разработал собственный стиль.
Николай Фешин экспериментировал с материалами и создал свой желатиновый грунт вместо готового масляного. Позже он сознательно ограничил палитру до нескольких определенных цветов. К 1920-м годам он уже нашел свою оригинальную манеру. Сам Фешин описывал ее так: «Лично я всегда старался выразить сюжет технически, строя свою работу на основе технического выполнения, как музыкант-виртуоз, а не как музыкант-композитор». Искусствоведы обычно относят работы Николая Фешина к стилю модерн и отмечают, что он использовал приемы импрессионизма.
После революции художник уехал в США. Он жил в Нью-Йорке и в Таосе, штат Нью-Мексико. В Таосе Николай Фешин построил дом-студию по собственному проекту и украсил его неофольклорной резьбой. Он путешествовал по Мексике и Японии, плодотворно работая в разных жанрах. Мастер оставил большой цикл ярких этнографических зарисовок, был широко известен как светский портретист. В 1981 году в его доме в Таосе был основан институт его имени с музеем и образовательным центром.