Шрифт
Цвет
Графика
Фешин Н.И.
Персона

Фешин Николай Иванович

Годы жизни: 1881–1955
#2
Николай Иванович Фешин — российский и американский портретист, академик, преподаватель Казанской художественной школы. Наследие его огромно и включает живописные работы, предметы декоративно-прикладного искусства из металла, дерева и керамики, традиционную угольную графику, скульптуры. Полотна художника представлены в Русском музее, Музее искусств Татарстана и других российских художественных музеях, в десятках музеев США и в частных коллекциях. 
#3

Учеба и начало пути

#4

Будущий художник родился 8 декабря 1881 года в Казани. Его отец владел мастерской по резке и золочению иконостасов. В четыре года у маленького Николая случился менингит, от которого он на две недели впал в кому. Выздоровев, мальчик стал замкнутым и нелюдимым, вместо игр предпочитая рисовать орнаменты и помогать в мастерской.

В 14 лет Фешин поступил в только что открытую Казанскую художественную школу. Ее успешного выпускника рекомендовали в петербургскую Академию художеств, куда он был зачислен в 1901 году. Его учителем стал знаменитый русский живописец Илья Ефимович Репин, оказавший влияние на творческий стиль начинающего художника и познакомивший его с импрессионизмом. Однако уже к моменту поступления в академию Фешин не только обладал достаточными техническими навыками, но и имел сформировавшуюся художественную натуру.

После ухода Репина Фешин развил собственный творческий метод, концентрируясь на техническом исполнении. Одним из его авторских приемов было использование в качестве основы не традиционного масляного, а казеинового грунта, придававшего фону матовость, и также мастихины — художественного шпателя, применявшегося для нанесения густых широких мазков.

Многие работы этого периода отражают композиционные эксперименты Фешина и поиск неклассических портретных ракурсов. На учебном полотне «Портрет неизвестной (дама в лиловом)» детализированное изображение лица контрастирует с написанным крупными мазками платьем и фоном, хранящим следы другой работы. Этот этюд получил золотую медаль на мюнхенской международной выставке. 

#5
«Портрет неизвестной (дама в лиловом)», 1908 год. Государственный Русский музей
#6

Фешин смело подходил и к выбору цвета. Этим его работы отличаются от передвижнических и, в частности, от репинских. Свободная цветовая палитра и вольность мазка сближают его полотна с импрессионистскими.

За конкурсную картину «Капустница» ему было присуждено звание художника и денежная награда на поездку по Европе, которую он предпринял в 1910 году, посетив города Германии, Италии, Австрии и Франции. 

#7
«Капустница», 1909 год. Музей Академии художеств
#8

Возвращение в Казань

#9

После окончания академии и заграничного путешествия Фешина направили в качестве преподавателя живописи и рисунка в Казанскую художественную школу. В своей работе он придерживался репинского подхода, не навязывая собственное видение, помогал проявлять индивидуальную манеру каждого воспитанника.

В 1910-х уже зрелым художником были написаны многие программные полотна, среди которых яркое и живое «Обливание» на крестьянский сюжет, «Портрет Вари Адоратской» с необычной перспективой и композицией по правилу третей, «Портрет отца».  

#10
#11

Фешин активно экспонировался за рубежом и в составе Товарищества передвижных художественных выставок и Всероссийского съезда художников. В то же время устроилась и личная жизнь художника: он женился на своей ученице и секретаре-переводчице Александре Николаевне Белькович — дочери первого директора Казанской художественной школы.

В 1916 году Фешин стал академиком живописи Императорской Академии художеств.

Нагрянувшая в 1917 году Октябрьская революция заставила расходовать талант на утилитарные цели и писать портреты не симпатичных ему деятелей. Международные контакты были утрачены, началась гражданская война и голод, умерли родители — эти сложные времена вынудили художника искать пути для реализации за рубежом. 

#12

Эмиграция в США

#13

Фешину удалось восстановить связь с американским финансистом Уильямом Стиммелем, который не только приобретал работы художника со времен с мюнхенской выставки, но и помогал в их экспонировании в Америке. Благодаря ему и содействию бывших учеников в 1923 году Фешину с семьей удалось уехать в США.

По прибытии чета поселилась в Нью-Йорке, и художник с жаждой принялся за работу. Первой эмигрантской картиной стал портрет темнокожей модели. Возобновились попытки преподавать, но на этот раз Фешину не удалось наладить контакт и взаимопонимание со студентами. Накладывало отпечаток и незнание английского — все это время коммуникации велись через супругу, быстро овладевшую языком.

В США Фешин активно выставлялся единолично и совместно с другими художниками-эмигрантами (Василием Васильевичем Кандинским, Львом Самойловичем Бакстом, Давидом Давидовичем Бурлюком).

Центральной темой американского периода творчества, ставшего стилистическим продолжением казанского, служил портрет. Фешин по-прежнему писал дочь и супругу, ему позировали современники — коллекционеры, актрисы, русские артисты-эмигранты, в поздние годы — военные генералы, финансовая и светская элита. 

#14
«Портрет Джека Хантера», 1923 год. Государственный Русский музей
#15

Заболевание туберкулезом вынудило художника сменить климат. После долгих поисков он с семьей обосновался в художественной колонии Таосе, где занялся проектом собственного дома. Резьба по дереву и керамика прочно вошли в его жизнь наравне с живописью.

На полотнах Фешина стали появляться этнографические сюжеты про индейцев и мексиканцев, с жизнью и традициями которых он знакомился в Нью-Мексико. Эта эпоха ознаменована сменой палитры, активным использованием контрастов и цветовым экспрессионизмом.

Развод с женой в 1934 году побудил художника вернуться в Нью-Йорк, а затем переехать в Калифорнию, где он был тепло встречен и возобновил преподавание. Финансовый успех его картин позволил приобрести жилье близ Лос-Анджелеса и отправиться знакомиться с Японией и Индонезией.

На закате жизни Фешин страдал от одиночества и денежных неурядиц. Умер 5 октября 1955 года в Санта-Монике. В 1976 году дочь перезахоронила его прах в Казани, а также организовала в Таосе дом-музей имени Фешина, который ныне соседствует с частным художественным музеем. 
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%