Фешин Николай Иванович
Учеба и начало пути
Будущий художник родился 8 декабря 1881 года в Казани. Его отец владел мастерской по резке и золочению иконостасов. В четыре года у маленького Николая случился менингит, от которого он на две недели впал в кому. Выздоровев, мальчик стал замкнутым и нелюдимым, вместо игр предпочитая рисовать орнаменты и помогать в мастерской.
В 14 лет Фешин поступил в только что открытую Казанскую художественную школу. Ее успешного выпускника рекомендовали в петербургскую Академию художеств, куда он был зачислен в 1901 году. Его учителем стал знаменитый русский живописец Илья Ефимович Репин, оказавший влияние на творческий стиль начинающего художника и познакомивший его с импрессионизмом. Однако уже к моменту поступления в академию Фешин не только обладал достаточными техническими навыками, но и имел сформировавшуюся художественную натуру.
После ухода Репина Фешин развил собственный творческий метод, концентрируясь на техническом исполнении. Одним из его авторских приемов было использование в качестве основы не традиционного масляного, а казеинового грунта, придававшего фону матовость, и также мастихины — художественного шпателя, применявшегося для нанесения густых широких мазков.
Многие работы этого периода отражают композиционные эксперименты Фешина и поиск неклассических портретных ракурсов. На учебном полотне «Портрет неизвестной (дама в лиловом)» детализированное изображение лица контрастирует с написанным крупными мазками платьем и фоном, хранящим следы другой работы. Этот этюд получил золотую медаль на мюнхенской международной выставке.
Фешин смело подходил и к выбору цвета. Этим его работы отличаются от передвижнических и, в частности, от репинских. Свободная цветовая палитра и вольность мазка сближают его полотна с импрессионистскими.
За конкурсную картину «Капустница» ему было присуждено звание художника и денежная награда на поездку по Европе, которую он предпринял в 1910 году, посетив города Германии, Италии, Австрии и Франции.
Возвращение в Казань
После окончания академии и заграничного путешествия Фешина направили в качестве преподавателя живописи и рисунка в Казанскую художественную школу. В своей работе он придерживался репинского подхода, не навязывая собственное видение, помогал проявлять индивидуальную манеру каждого воспитанника.
В 1910-х уже зрелым художником были написаны многие программные полотна, среди которых яркое и живое «Обливание» на крестьянский сюжет, «Портрет Вари Адоратской» с необычной перспективой и композицией по правилу третей, «Портрет отца».
Фешин активно экспонировался за рубежом и в составе Товарищества передвижных художественных выставок и Всероссийского съезда художников. В то же время устроилась и личная жизнь художника: он женился на своей ученице и секретаре-переводчице Александре Николаевне Белькович — дочери первого директора Казанской художественной школы.
В 1916 году Фешин стал академиком живописи Императорской Академии художеств.
Нагрянувшая в 1917 году Октябрьская революция заставила расходовать талант на утилитарные цели и писать портреты не симпатичных ему деятелей. Международные контакты были утрачены, началась гражданская война и голод, умерли родители — эти сложные времена вынудили художника искать пути для реализации за рубежом.
Эмиграция в США
Фешину удалось восстановить связь с американским финансистом Уильямом Стиммелем, который не только приобретал работы художника со времен с мюнхенской выставки, но и помогал в их экспонировании в Америке. Благодаря ему и содействию бывших учеников в 1923 году Фешину с семьей удалось уехать в США.
По прибытии чета поселилась в Нью-Йорке, и художник с жаждой принялся за работу. Первой эмигрантской картиной стал портрет темнокожей модели. Возобновились попытки преподавать, но на этот раз Фешину не удалось наладить контакт и взаимопонимание со студентами. Накладывало отпечаток и незнание английского — все это время коммуникации велись через супругу, быстро овладевшую языком.
В США Фешин активно выставлялся единолично и совместно с другими художниками-эмигрантами (Василием Васильевичем Кандинским, Львом Самойловичем Бакстом, Давидом Давидовичем Бурлюком).
Центральной темой американского периода творчества, ставшего стилистическим продолжением казанского, служил портрет. Фешин по-прежнему писал дочь и супругу, ему позировали современники — коллекционеры, актрисы, русские артисты-эмигранты, в поздние годы — военные генералы, финансовая и светская элита.
Заболевание туберкулезом вынудило художника сменить климат. После долгих поисков он с семьей обосновался в художественной колонии Таосе, где занялся проектом собственного дома. Резьба по дереву и керамика прочно вошли в его жизнь наравне с живописью.
На полотнах Фешина стали появляться этнографические сюжеты про индейцев и мексиканцев, с жизнью и традициями которых он знакомился в Нью-Мексико. Эта эпоха ознаменована сменой палитры, активным использованием контрастов и цветовым экспрессионизмом.
Развод с женой в 1934 году побудил художника вернуться в Нью-Йорк, а затем переехать в Калифорнию, где он был тепло встречен и возобновил преподавание. Финансовый успех его картин позволил приобрести жилье близ Лос-Анджелеса и отправиться знакомиться с Японией и Индонезией.
На закате жизни Фешин страдал от одиночества и денежных неурядиц. Умер 5 октября 1955 года в Санта-Монике. В 1976 году дочь перезахоронила его прах в Казани, а также организовала в Таосе дом-музей имени Фешина, который ныне соседствует с частным художественным музеем.