Портрет Вари Адоратской, одна из самых узнаваемых работ Николая Фешина, стал знаковым детским образом отечественного искусства. Его часто сравнивают с другим известным детским портретом — «Девочка с персиками» Валентина Серова. Художник использует довольно экстравагантный композиционный прием, изображая девочку сидящей на столе. Этим он перемещает ребенка в пространство изысканного натюрморта на переднем плане. Искусственность ситуации тем не менее воспринимается органично. Художнику такая поза дает возможность подчеркнуть естественную грациозность, нежную пластику детского тела. Главный акцент композиции — это пытливые глаза ребенка.
Варвара Адоратская рассказывает о создании портрета следующее: «Мне было тогда 9 лет, я была довольно застенчива и дика… <…> Сперва он посадил меня в плетеное кресло около стола, но потом решил посадить на стол. Мне это очень не понравилось, потому что было неудобно и даже больно сидеть — постоянно немели ноги. Но спорить с Н.И. [Фешиным] было невозможно и приходилось покоряться. <…> Когда он писал, то пользовался большой палитрой; у него было много кистей. Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть, и снова бежит к холсту. Движения у него были порывистые, и работал он с большим темпераментом и увлечением».
Варя была дочерью русского историка и революционера Владимира Адоратского, племянницей ученицы и друга Фешина Надежды Сапожниковой. Портрет был написан по заказу Сапожниковой в ее мастерской. Она же и купила портрет у Фешина, после того как отец девочки отказался от приобретения.
Фешин был мастером многофигурной жанровой композиции, проявил себя и в графике, и в скульптуре, но главным для него оставался живописный портрет. Со студенческой скамьи художник особенно любил писать детей. Детство для него — это органичное свободное состояние, восприятие ребенка еще не замутнено. Он не делал различий: писал и детей интеллигенции, и крестьян. Когда в 1914 году в семье художника родилась дочь Ия, фокус внимания сместился на нее, она стала самой любимой моделью.
После эмиграции в США Фешин писал детские портреты американских индейцев, мексиканских крестьян, жителей Бали. Среди них — такие работы, как «Маленький ковбой», «Балийская девочка», «Индейская девочка».
Варвара Адоратская рассказывает о создании портрета следующее: «Мне было тогда 9 лет, я была довольно застенчива и дика… <…> Сперва он посадил меня в плетеное кресло около стола, но потом решил посадить на стол. Мне это очень не понравилось, потому что было неудобно и даже больно сидеть — постоянно немели ноги. Но спорить с Н.И. [Фешиным] было невозможно и приходилось покоряться. <…> Когда он писал, то пользовался большой палитрой; у него было много кистей. Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть, и снова бежит к холсту. Движения у него были порывистые, и работал он с большим темпераментом и увлечением».
Варя была дочерью русского историка и революционера Владимира Адоратского, племянницей ученицы и друга Фешина Надежды Сапожниковой. Портрет был написан по заказу Сапожниковой в ее мастерской. Она же и купила портрет у Фешина, после того как отец девочки отказался от приобретения.
Фешин был мастером многофигурной жанровой композиции, проявил себя и в графике, и в скульптуре, но главным для него оставался живописный портрет. Со студенческой скамьи художник особенно любил писать детей. Детство для него — это органичное свободное состояние, восприятие ребенка еще не замутнено. Он не делал различий: писал и детей интеллигенции, и крестьян. Когда в 1914 году в семье художника родилась дочь Ия, фокус внимания сместился на нее, она стала самой любимой моделью.
После эмиграции в США Фешин писал детские портреты американских индейцев, мексиканских крестьян, жителей Бали. Среди них — такие работы, как «Маленький ковбой», «Балийская девочка», «Индейская девочка».