На портрете художника и живописца, преподавателя Казанской художественной школы Николая Ивановича Фешина изображена его ученица Мария Николаевна Быстрова. Мария Быстрова училась в художественной школе с 1914 по 1917 год, а с 1930 года работала в московском институте «Проектстальконструкция».
О том, как создавался портрет, позже вспоминала сама героиня. По приглашению Николая Ивановича, вместе с еще одной ученицей художника Тамарой Поповой, она пришла к нему в мастерскую. Николай Иванович посмотрел на студентку Марию Быстрову своим острым и проницательным взглядом и после недолгого разговора предложил ей сесть. Взял бумагу и быстро сделал небольшой набросок углем. Затем он предложил ей позировать для портрета, назначил день и попросил только, чтобы в ее костюме не было синего цвета. В назначенное время студентка пришла в мастерскую. На мольберте был натянут холст для портрета, рядом лежали краски и кисти. Мария Николаевна была в белой блузке с красной лентой в волосах. Николай Иванович предложил ей сесть на диван, позади которого висел огромный ковер, дал ей в руки книгу, попросил слегка опустить голову и смотреть на него.
Над портретом Николай Фешин работал быстро и с увлечением. После каждого сеанса Николай Иванович снимал портрет и не показывал его модели до окончания работы. Мария Быстрова, которая наблюдала за работой мастера, вспоминала, что в нем чувствовалась необыкновенная сила творчества и казалось, что его проницательные и глубокие глаза видели то, чего не видят другие.
После окончания сеансов Николай Иванович остался доволен работой. Только тогда он показал портрет Марии Николаевне.
Художник изобразил студентку в свободной позе сидя на диване, она слегка облокотилась на подушку. Руки Марии держат книгу, но взгляд мастер решил направить на зрителя. Образ Николай Иванович дополнил черными локонами, на которые повязана алая лента. Поддержку красным тонам создают алые губы Марии Быстровой, а также узор на ковре позади героини, который служит фоном. Лицо прорисовано в персиковых оттенках.
Портрет был куплен художником и общественным деятелем Александром
Владимировичем Григорьевым в 1923 году. Работа экспонировалась в 1963–1965
годах в Москве, Ленинграде, в Казани, Киеве и Риге, в 1976 году — в США.