Николай Фешин родился в Казани в семье резчика по дереву и с детства помогал отцу изготавливать иконостасы. Он окончил Казанскую художественную школу и в 1901 году поступил в санкт-петербургскую Академию художеств в мастерскую Ильи Репина. Несмотря на большое влияние и авторитет своего учителя, Фешин, хорошо усвоив принципы реализма, смог выйти за их рамки. «Я не мог быть прямым последователем Репина, потому что мои запросы в искусстве были совсем другие. Высокая степень знания техники (умение рисовать)… всегда будет иметь доминирующее значение в искусстве. С течением времени сюжет теряет большую часть своего значения, но прекрасное выполнение его сохраняет свою ценность», — писал художник.
Он участвовал в выставках передвижников, однако не причислял себя к их союзу. Так же, как и передвижников, Фешина вдохновляли сюжеты из народной жизни, но его никогда не интересовала социальная сторона вопроса. Его легкий и динамичный мазок, ощущение незавершенности и свежести мгновенно схваченного момента сближали Фешина с импрессионистами. Но, в отличие от последних, он не выплескивал на холст первое впечатление от увиденного, а долго и усердно наблюдал за натурой. Импрессионистский подход не позволял раскрыть всю глубину характера, что особенно важно для портретиста.
Он участвовал в выставках передвижников, однако не причислял себя к их союзу. Так же, как и передвижников, Фешина вдохновляли сюжеты из народной жизни, но его никогда не интересовала социальная сторона вопроса. Его легкий и динамичный мазок, ощущение незавершенности и свежести мгновенно схваченного момента сближали Фешина с импрессионистами. Но, в отличие от последних, он не выплескивал на холст первое впечатление от увиденного, а долго и усердно наблюдал за натурой. Импрессионистский подход не позволял раскрыть всю глубину характера, что особенно важно для портретиста.