Портрет Надежды Сапожниковой, сидящей у рояля в бальном платье на фоне обоев, — один из пяти ее портретов кисти Фешина. Здесь в первую очередь обращает на себя внимание предельная декоративность фона, что выдает в Фешине художника эпохи модерна. Узоры на стене проработаны более детально, чем сама героиня, и это создает эффект обратной перспективы.
Художник противопоставляет плоскостное объемному, механическое — живому, жесткую регулярность фона — беспорядку складок белого платья. Резкость перехода от коричневого к белому смягчается разработкой лиловых, фиолетовых и серых тонов.
С 1910 года Фешин начал преподавать в Казанской художественной школе, где сам когда-то учился.
Сапожникова происходила из известной казанской купеческой семьи и имела возможность финансово помогать другим. Она меценатствовала, приобретая работы преподавателей и учеников школы по высоким ценам, вносила плату за обучение малообеспеченных студентов. В первую очередь она помогала Фешину, заказывая ему портреты. «С особой благодарностью я вспоминаю мою дружбу с одной из моих студенток, мадам Н. М. Сапожниковой. У нее был очень большой интерес к моей работе, и для нее я написал несколько больших портретов. Я работал над ними у нее в мастерской, и, думаю, это лучшее, что я написал в то время», — отмечал художник.
Этот портрет участвовал в 45-й передвижной выставке и не был возвращен. Сапожникова случайно увидела его в московском комиссионном магазине и выкупила. К моменту отъезда Фешина из России в коллекции Сапожниковой находилось 11 произведений мастера.
Художник противопоставляет плоскостное объемному, механическое — живому, жесткую регулярность фона — беспорядку складок белого платья. Резкость перехода от коричневого к белому смягчается разработкой лиловых, фиолетовых и серых тонов.
С 1910 года Фешин начал преподавать в Казанской художественной школе, где сам когда-то учился.
Надежда Сапожникова стала одной из его первых учениц. Она была старше своего учителя на четыре года и быстро стала его близким другом. По воспоминаниям ее племянницы Варвары Адоратской, она была очень образованной, деятельной женщиной с сильным, даже мужским складом характера. Со временем Сапожникова сама стала преподавать в художественной школе, открыла свою мастерскую, где любили собираться преподаватели и студенты. Именно в ее мастерской Фешин написал знаменитый портрет маленькой Вари Адоратской.
Сапожникова происходила из известной казанской купеческой семьи и имела возможность финансово помогать другим. Она меценатствовала, приобретая работы преподавателей и учеников школы по высоким ценам, вносила плату за обучение малообеспеченных студентов. В первую очередь она помогала Фешину, заказывая ему портреты. «С особой благодарностью я вспоминаю мою дружбу с одной из моих студенток, мадам Н. М. Сапожниковой. У нее был очень большой интерес к моей работе, и для нее я написал несколько больших портретов. Я работал над ними у нее в мастерской, и, думаю, это лучшее, что я написал в то время», — отмечал художник.
Этот портрет участвовал в 45-й передвижной выставке и не был возвращен. Сапожникова случайно увидела его в московском комиссионном магазине и выкупила. К моменту отъезда Фешина из России в коллекции Сапожниковой находилось 11 произведений мастера.