Начало XX века совпало с трудным периодом в жизни и творчестве Михаила Нестерова. Страну сотрясали волнения первой революции, а художник активно искал темы, которые вдохновляли бы его на создание новых произведений. В это время он отходит от церковной тематики и находит опору в создании проникновенных женских образов.
Еще в 1887 году художник под впечатлением романов Павла Ивановича Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» начал работу над циклом живописных иллюстраций к произведениям классика русской литературы. Сам Нестеров называл свои творения «романом в красках». Живописец посвятил целую серию своих картин горестной женской доле героинь Мельникова-Печерского, их стремлению к лучшей, светлой и счастливой жизни.
Первым произведением в этом жанре стала работа «Христова невеста», созданная в 1887 году. За ней последовали «За приворотным зельем» и «Великий постриг», которые Нестеров посвятил поискам высшего духовного идеала. Затем был написан ряд картин с женскими персонажами, целью которых было обрести взаимную любовь и личное счастье.
Полотно «Зима в скиту» посвящено героине Мельникова-Печерского Фленушке — кроткой и чистой девушке, которая страдает от невозможности любви и счастливой семейной жизни и не нашедшей покоя и умиротворения даже в монастырских стенах. Картина пронизана чувством безысходной тоски, а печаль и одиночество молодой женщины подчеркнуты унылым заснеженным пейзажем с еле виднеющимися избами скита и тонкими белоствольными березками. В то же время картина пронизана излюбленной Нестеровым гармонией человека и природы, на которой построена драматургия сюжета.
Художник добивается сильного эмоционального отклика у зрителя, играя на контрастах. Яркая красно-черная одежда женщины выделяется на фоне холодных серебристо-голубоватых красок пейзажа. Героиня вызывает сострадание: молодая и красивая женщина, достойная счастья и любви, навсегда погребена в дремучих лесах в суровых условиях старообрядческого скита, полностью оторванного от цивилизации.
В полотне «Зима в скиту» Нестеров создал один из самых драматичных и печальных женских образов в русской живописи начала XX века. Позировала для картины вторая жена художника Екатерина, которая стала для него не только хранительницей домашнего очага и помощницей в делах, но и музой. За сорок лет совместной жизни художник написал множество портретов своей супруги.
Еще в 1887 году художник под впечатлением романов Павла Ивановича Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» начал работу над циклом живописных иллюстраций к произведениям классика русской литературы. Сам Нестеров называл свои творения «романом в красках». Живописец посвятил целую серию своих картин горестной женской доле героинь Мельникова-Печерского, их стремлению к лучшей, светлой и счастливой жизни.
Первым произведением в этом жанре стала работа «Христова невеста», созданная в 1887 году. За ней последовали «За приворотным зельем» и «Великий постриг», которые Нестеров посвятил поискам высшего духовного идеала. Затем был написан ряд картин с женскими персонажами, целью которых было обрести взаимную любовь и личное счастье.
Полотно «Зима в скиту» посвящено героине Мельникова-Печерского Фленушке — кроткой и чистой девушке, которая страдает от невозможности любви и счастливой семейной жизни и не нашедшей покоя и умиротворения даже в монастырских стенах. Картина пронизана чувством безысходной тоски, а печаль и одиночество молодой женщины подчеркнуты унылым заснеженным пейзажем с еле виднеющимися избами скита и тонкими белоствольными березками. В то же время картина пронизана излюбленной Нестеровым гармонией человека и природы, на которой построена драматургия сюжета.
Художник добивается сильного эмоционального отклика у зрителя, играя на контрастах. Яркая красно-черная одежда женщины выделяется на фоне холодных серебристо-голубоватых красок пейзажа. Героиня вызывает сострадание: молодая и красивая женщина, достойная счастья и любви, навсегда погребена в дремучих лесах в суровых условиях старообрядческого скита, полностью оторванного от цивилизации.
В полотне «Зима в скиту» Нестеров создал один из самых драматичных и печальных женских образов в русской живописи начала XX века. Позировала для картины вторая жена художника Екатерина, которая стала для него не только хранительницей домашнего очага и помощницей в делах, но и музой. За сорок лет совместной жизни художник написал множество портретов своей супруги.