Великая Отечественная Война стала сильнейшим потрясением для нашего народа, а ее последствия сказывались даже спустя десятилетия. Поэтому военная тема нашла отражение в творчестве Геннадия Степановича Райшева, сформировав огромный массив образов из детства художника.
Война для Райшева связана с памятью детства, проведенного в сибирской деревне близ Ханты-Мансийска. Все пропущено им через жизнь на конкретном «бугорке земли» — селении Сивохрап, и связано с судьбами близких людей, как уходили на фронт, о трагических судьбах и радости встреч.
К военной тематике художник возвращается постоянно, размышляя о войне как явлении. Прослеживается, как воссоздается глубоко личная и вместе с тем историческая память, переходящая во вневременные художественные образы.
Именно возвращению посвящена одна из наиболее пронзительных картин художника, касающихся войны. Розовый колорит картины со светло-салатными большими пятнами говорит о весеннем расцветание природы и пробуждение жизни после пятилетней зимы — войны. После окончания войны каждому солдату, оставшемуся в живых, хотелось немедленно добраться домой, обнять родных, и стать им опорой во всех трудах мирной жизни.
Красноармеец, свернул на глухую дорогу, думая о доме, о деревеньке, от которой пришлось прошагать тысячи километров; о радостных улыбках друзей и слезы родственников без лишних слов, рассказывающих о том, какой долгожданной была эта встреча.
Какой будет первый взгляд на дом, от которого пришлось прошагать тысячи километров? Встреча с женой и детьми, матерью и друзьями. В данной работе, кроме фигуры красноармейца сделана «маленькая почеркушечка»: солдата встречает женщина в образе природной нимфы с рукой-крылом — это целая народная поэзия. Женская поднятая рука вверх — персонификация крыла, которым хочет укрыть красноармейца женщина, своей заботой, теплом, любовью и уютом. Это относится к области нашей обыденной натуральной жизни, — из воспоминаний художника во время написания несколько серий картин «Красноармейца», и она была опоэтизирована, и мы в ней жили… и она у нас в памяти…
Прообразом красноармейца является дядя художника по материнской линии — Конев Александр Фёдорович. Солдат-красноармеец, идущий с войны домой, с наградами. На груди большая пятиконечная звезда — боевой орден Красной Звезды.
Красноармеец, свернул на глухую дорогу, думая о доме, о деревеньке, от которой пришлось прошагать тысячи километров; о радостных улыбках друзей и слезы родственников без лишних слов, рассказывающих о том, какой долгожданной была эта встреча.
Какой будет первый взгляд на дом, от которого пришлось прошагать тысячи километров? Встреча с женой и детьми, матерью и друзьями. В данной работе, кроме фигуры красноармейца сделана «маленькая почеркушечка»: солдата встречает женщина в образе природной нимфы с рукой-крылом — это целая народная поэзия. Женская поднятая рука вверх — персонификация крыла, которым хочет укрыть красноармейца женщина, своей заботой, теплом, любовью и уютом. Это относится к области нашей обыденной натуральной жизни, — из воспоминаний художника во время написания несколько серий картин «Красноармейца», и она была опоэтизирована, и мы в ней жили… и она у нас в памяти…
Прообразом красноармейца является дядя художника по материнской линии — Конев Александр Фёдорович. Солдат-красноармеец, идущий с войны домой, с наградами. На груди большая пятиконечная звезда — боевой орден Красной Звезды.