Образ женщины, познание различных сторон её многоликой природы занимают особое место в творчестве югорского художника Геннадия Степановича Райшева. И в бесконечном открытии самому себе и зрителю такого удивительного явления, как женщина, художник проявляет острую наблюдательность и неиссякаемую фантазию. Среди женских портретов особо выделяются работы с изображениями хантыйских, мансийских и зырянских женщин, живущих в традиционной среде северных наров. Эти портреты являются фактически переходными формами к работам, в которых художник оживляет природу, усматривая в ней общность с женским началом.
Клюквинки
Произведение «Клюквинки» — это условный женский портрет, созданный художником в соответствии с принципом ассоциативной похожести всего мира. В пространстве сибирского пейзажа зрителю предстают клюквинки на болоте — собирательные образы женщин-ягод. Ритмика пространства пейзажа создается за счет контрастов земли, прописанных цветовыми нюансами от светло-коричневых до практически черных оттенков. Несмотря на некоторую небрежность в изображении предметов, в нарочитой условности их изображения, произведение глубоко символично.
Написанные в холодной цветовой гамме, размашисто, словно небрежно, ягоды на первом плане оживают, превращаясь в женские образы с индивидуальными портретными характеристиками. Вокруг них — десятки маленьких клюквинок, рассыпанных на болоте. А позади — условное изображение сибирского леса с могучими кедрами, которые также оживают. Образ дерева именно такой авторской интерпретации часто встречается в живописных и графических пейзажах Геннадия Райшева. Дерево — это первооснова, соединяющая мир божественный и мир подземный через мир земной.