На самых разных картинах Райшева есть много деревьев — больших и маленьких… «Свои деревья», так называет художник «священные деревья», которые обладают магическими свойствами, заложенными в самой их природе. Часть этой магии присуща и живописным полотнам с изображением деревьев.
Огромное пространство времени в колорите серого и белого, слева скачет всадник, придает картине динамичность, живость, он пробуждает картину, ровно, как и природа пробуждается от долгого зимнего сна.
Справа пролегает дорога, идущая в деревню и женщины. По мнению художника, это не те женщины, которые кого-то провожают. Они присутствуют в той пластике, что и дерево. Женщины, ожидающие этого всадника. Неизвестно сколько прошло времени, но ожидание сменяло время — очень большой период времени, который длился неизвестно сколько. Неизвестно сколько прошло времени? Песня улетела вдаль…
Одинокое дерево — традиционный символ неприкаянности, одиночества. Символ непрерывности жизни, цикличности смены поколений и их связь. Неслучайно, что деревьям люди посвящают стихи, рассказы. Что значат деревья в жизни человека, почему рассказы о цветении или увядании не дают покоя как обычному человеку, так и одаренному? Перед деревом все равны.
Дерево в жизни Г.С. Райшева — это и романтика, и мудрость. Деревья и художник связаны между собой таинственной нитью. Песня одинокого дерева, как символ, заключает в себе глубокие и самые разнообразные знания, и истину. У Райшева оно символизирует центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю; человека и его путь к духовным высотам; циклы жизни, смерти и возрождения; Вселенную и ее процессы вечного обновления; сокровенную Мудрость и таинственные законы бытия.
«Дерево Райшева» символизирует различные качества, подчеркивая общий смысл картины: дерево, как символ, который много раз использовался человечеством, как родовое дерево, культовое дерево. Когда смотришь на картину, то взгляд не можешь отвести от этого загадочного ярко-красного дерева.
По замыслу художника, дерево — это память, поэтому оно не может быть живым или не живым.
Картина позволяет нам порассуждать вместе с Райшевым на тему течения времени: его состояние в памяти — разноплановое, поэтому оно становится символом.
Растет одинокое дерево. Ветер овевает его ветви, солнце освещает и греет своими лучами, земля питает его корни. Дерево растет и тянется вверх, несмотря на непогоду, бури и ураганы. На его долю выпало много испытаний. Каждую осень и зиму оно готово упасть от боли, от невыносимого холода, ледяного дождя, от пронизывающего ветра, перехватывающего дыхание, ломающего ветви… И не на кого ему опереться, негде напитаться сил, набраться энергии. Никто и ничто не в силах ему помочь, только время.
По центру картины изображён высокий вертикальный ствол красного цвета, с расходящимися на верхушке ветвями, влево и вправо по одной ветви, распахнутое такое дерево, которое может быть так далеко и так близко. В картине присутствует «напоминание», что прошло много времени, огромное пространство времени.
С детства художник восхищался кедрами, соснами, большой ветлой, сухими деревьями, все они представлялись, как нечто важное на земле.
Огромное пространство времени в колорите серого и белого, слева скачет всадник, придает картине динамичность, живость, он пробуждает картину, ровно, как и природа пробуждается от долгого зимнего сна.
В дали слышится русская песня «На Муромской дорожке стояли три сосны» в исполнении женщин, которые стоят на этой дороге и их песня уносится очень далеко… Художник здесь поместил одну сосну, потому что три сосны — это словесно красиво, а на картине — не очень красиво. Лучше одна громадная, развесистая.
Справа пролегает дорога, идущая в деревню и женщины. По мнению художника, это не те женщины, которые кого-то провожают. Они присутствуют в той пластике, что и дерево. Женщины, ожидающие этого всадника. Неизвестно сколько прошло времени, но ожидание сменяло время — очень большой период времени, который длился неизвестно сколько. Неизвестно сколько прошло времени? Песня улетела вдаль…