Катание с ледяных гор — традиционная русская забава. Она не теряет актуальности и по сей день. Это целый набор навыков и возможностей тела, а также вполне может быть глубокомысленным и наталкивающим на серьезные размышления и жизни и ее смысле.
Русская зима… Лучшая аллюзия на жизнь. Кругом холод, трудно двигаться вперед, но где-то всегда есть дом, где тепло и где ждут. А если его нет, то всегда можно пойти кататься на санках и забыть обо всем на свете.
Когда катаешься на санках, кажется, что все происходит слишком быстро. Раз, и веселью конец. Впрочем, это действует не только по отношению к санкам.
Разве можно представить нашу зиму без ледяных горок, расписных санок, катания на тройках, взятия снежных городков, хороводов и переплясов? Многие из зимних забав славян насчитывают не одно тысячелетие. Именно на территории нашей страны обнаружены самые древние лыжи, сани и коньки.
Но если в нынешнее времена это считается детским развлечением, то в старину кататься с ледяных горок любила и молодежь. Но чем только не катались! Невозможно себе представить нашу зиму и без катания на русских тройках, или просто на санях, запряженных лошадьми. Сани украшали ярким сукном, войлоком и даже бархатом.
Художника влечет радостная стихия жизни народных праздников, связанных с природой. Излюбленным временем года у Г.С. Райшева является зима. Ярко выраженный климат Сибири, характеризуется продолжительной зимой, а зима в Сибири долгая. У многих из нас зима вызывает «цветовое голодание», потому не случайно люди придумали столько много зимних забав и ярких веселых праздников. Это и колядки, и Масленица, и катание с горок на санках… Безусловно, что они не могли ускользнуть от взгляда художника.
Картина наполнена тайным смыслом: женщина и земля ускоряют в себе жизненную энергию. Девушка катается на санках и будит землю, подготавливая её к весне. В представлении художника, санки — это символ перехода от зимы к лету. Скорость, свист свежего ветра, буря переполняющих эмоций, «оживленная» горка нашла отражение в краснощекой девице с заплетенной косой на картине Райшева.
Катание с ледяных гор было распространено на всей территории России, от крайнего Севера до южных губерний. На Руси скатывание с горы не было простым развлечением. А, скорее, действом, полным тайного смысла. Люди верили, что во время этой, казалось бы, невинной потехи, в человеке и в земле ускорялись жизненные токи. В народной традиции катание людей с гор называлось «бужением земли»: катающийся народ будит её, пробуждает в ней животворящую энергию будущей весны.
Поэтому во время зимних календарных праздников русские люди всех возрастов старались съехать с горы.
Детям оживлённая энергия была нужна для роста, молодожёнам — для успешного начала совместной жизни, а старикам-для её продолжения. Интересно, что горки привлекали не только детей, но и молодежь. Ведь это было своеобразным местом знакомства и представления крестьянской общине молодоженов.
Девушка с румянцем на щеках не боится соприкасаться со снегом. Спуск с горки для нее радость. Длинная коса девицы, состоящая из трех прядей, не просто достоинство и украшение, что хотел показать художник, это уровень ее энергии и внутренней силы, играет роль своеобразного аккумулятора, чем длиннее, тем мудрее, тем больше в ней силы, энергии, доброты и любви.
Залихватские парни, желая понравиться девушкам, скатывались с самых крутых и высоких горок, лавируя, управляя верткими санками, как лодкой, при помощи коротких палок. А самые ловкие из них хватали визжавших девиц на руки и прямо так, сначала стоя, а в конце, как правило, падая, мчались сверху!
А там и Масленица наступала. Необычный, красочный, самый разгульный и веселый праздник!
Маслиничные катания были особыми. Во главе огромных саней, помещавших до 10 человек, восседал кормчий — он и катал всех по очереди. Девушки распевали веселые песни, а лихие парни заглядывались на них, выбирая себе пару.
Девушка, которая соглашалась покататься на руках у парня, должна была после отблагодарить его поцелуем. Если же она отказывалась, вся молодежь дружно «замораживала» сани — не давала кататься никому, пока не состоится поцелуй. «Новоженов» и молодых родителей с младенцами да с повивальными бабками катали без очереди. А взрослым степенным парам, не побоявшимся принять участие в такой забаве, народная примета сулила в новом году богатый урожай.
Катание с горки импонирует не только конкретность и лаконичность сюжета, но и техника художника. Ему достаточно нанести на полотно несколько мазков или линий, чтобы увидеть яркий румянец на щеках девицы, как спелое наливное красное яблочко. А вот рукавички, они слетели с рук девицы, и художник поместил их так чтобы ощутить всю прелесть зимней забавы.
Ассоциация холодного синего цвета говорит о зимней забаве и красоте румяной девицы, и уже не так важно, что холодно на улице и обжигает лицо ветер, вас будет греть очарование природой.