В традиционных культурах женщина выполняет ряд социальных ролей, таких как хранительница очага, заботливая мать и мудрая бабушка. Не является исключением и культура народа ханты.
Тема женщины занимает довольно значительное место в творчестве Г.С. Райшева. Портретная характеристика красоты женщины в ханты-мансийском языковом сознании источает свет: хотал-найкем — красивая, утреннее солнышко, хозяюшка. Данный фразеологизм репрезентирует стереотип, что хантыйская и мансийская женщина считалось у хантов и манси особенно красивой, в некотором смысле, идеальной в своем внешнем виде.
В данной работе описан национально-культурный особенный образ женщины: особенность хантыйской одежды выражена ярких колоритах, в красно-желтых и зеленых цветах национальной одежды, в изумительном по красоте головной убор с орнаментальными узорами — прямыми линиями и зигзагами. Чувствуется мягкость ткани, хорошо работают все атрибуты головного убора.
Очень «женственно» и очень «мягко» на желтом фоне художник выражает основные портретные черты хантыйской женщины: волевой характер, первостепенная важность благополучия семьи, знание и уважение своей культуры, владение навыками этнического мастерства. Она красиво и «мягко моделирована»: глаза, носик, губы, имеет характерные национальные черты лица. Ханты-мансийка индивидуальна по-своему характеру и несёт внутри себя предобраз. Женщина, — по мнению художника, — нарисована, а не написана, поэтому цвет лица и цвет фона совпадают. Действительно, здесь рисунок на фоне, на ярко-желтом фоне.
Сакральным цветом в картине является желтый фон, который персонифицируется в солнце «хотал-найкем», и воспринимается как что-то вечное, несокрушимое, символизирующее тепло, так как это природный цвет солнца. Поэтому в этом сакральном подсознании желтый цвет воспринимается в картине благоволением и пониманием.
Тема женщины занимает довольно значительное место в творчестве Г.С. Райшева. Портретная характеристика красоты женщины в ханты-мансийском языковом сознании источает свет: хотал-найкем — красивая, утреннее солнышко, хозяюшка. Данный фразеологизм репрезентирует стереотип, что хантыйская и мансийская женщина считалось у хантов и манси особенно красивой, в некотором смысле, идеальной в своем внешнем виде.
В данной работе описан национально-культурный особенный образ женщины: особенность хантыйской одежды выражена ярких колоритах, в красно-желтых и зеленых цветах национальной одежды, в изумительном по красоте головной убор с орнаментальными узорами — прямыми линиями и зигзагами. Чувствуется мягкость ткани, хорошо работают все атрибуты головного убора.
Прямая линия считается простейшим геометрическим орнаментом. Извилистую линию в центре орнамента считали олицетворением жизни и живого существа. С зигзагом связано все живое, одушевленное. Г.С. Райшев органично украсил головной убор — традиционным узором «тут пант» (полоска) и «зигзаг» (волна).
Очень «женственно» и очень «мягко» на желтом фоне художник выражает основные портретные черты хантыйской женщины: волевой характер, первостепенная важность благополучия семьи, знание и уважение своей культуры, владение навыками этнического мастерства. Она красиво и «мягко моделирована»: глаза, носик, губы, имеет характерные национальные черты лица. Ханты-мансийка индивидуальна по-своему характеру и несёт внутри себя предобраз. Женщина, — по мнению художника, — нарисована, а не написана, поэтому цвет лица и цвет фона совпадают. Действительно, здесь рисунок на фоне, на ярко-желтом фоне.
Сакральным цветом в картине является желтый фон, который персонифицируется в солнце «хотал-найкем», и воспринимается как что-то вечное, несокрушимое, символизирующее тепло, так как это природный цвет солнца. Поэтому в этом сакральном подсознании желтый цвет воспринимается в картине благоволением и пониманием.