Хантыйский художник Геннадий Степанович Райшев — человек нелегкой творческой судьбы. Живописные полотна и графические листы самобытного мастера долгие годы были неизвестны зрителям — вплоть до его персональной выставки в Свердловске и в Тюмени (1988 год).
Тематика творчества Г.С. Райшева разнообразна. Можно выделить несколько основных направлений. Больше всего художник любит изображать природу Югорского края, коренных жителей Югры, русских сибирских людей.
Г.С. Райшев родился в 1934 году в деревне Сивохрап (с остяцкого — «Налимий яр») Самарского района Остяко-Вогульского национального округа (ХМАО в Тюменской обл.). Из сурового детства Геннадий Райшев вынес упорство в достижении цели, самоуглубленность и созерцательность. Мир старого хантыйского поселения, людей, живущих единой жизнью с природой и одухотворивших ее своей фантазией, навсегда остался перед мысленным взором художника.
Тематика творчества Г.С. Райшева разнообразна. Можно выделить несколько основных направлений. Больше всего художник любит изображать природу Югорского края, коренных жителей Югры, русских сибирских людей.
Г.С. Райшев родился в 1934 году в деревне Сивохрап (с остяцкого — «Налимий яр») Самарского района Остяко-Вогульского национального округа (ХМАО в Тюменской обл.). Из сурового детства Геннадий Райшев вынес упорство в достижении цели, самоуглубленность и созерцательность. Мир старого хантыйского поселения, людей, живущих единой жизнью с природой и одухотворивших ее своей фантазией, навсегда остался перед мысленным взором художника.
В профессию художника Райшев шел долго: сначала филфак Ленинградского института, затем параллельно — занятия в изостудиях и натурных классах Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, изучение классического европейского и отечественного искусства в Эрмитаже и Русском музее.
Рисовал Геннадий с детства, но, как часто бывает с талантливыми людьми, его ждала трудная творческая судьба. Учась в институте на филологическом факультете, он здесь же, в вечерней студии, руководимой графиком В.П. Ефимовым, копировал гипсы и натюрмортные постановки. Но учила Райшева не только и не столько студия — учили сам Ленинград, время.
Подули свежие ветры второй половины 1950-х годов, стали изменяться музейные экспозиции, поднимались из запасников ранее запрещенные полотна, начиналась реабилитация целых направлений мирового и отечественного искусства. Как и многие молодые художники того времени, Геннадий Райшев пережил период увлечения русским искусством конца XIX — начало ХХ века, особенно Врубелем. Покорила способность Врубеля, сделав невидимое видимым, наполнить природу фантастическими существами, восхищала смелость врубельского языка, «разрушавшего систему академизма, буквально раскраивавшего ее пластическими контрастами и показавшего будущим поколениям возможность выразительности без подражательства».
После института три года учительствовал сначала в Сургуте, а затем в Шугозере, потом в 1962 году Геннадий Степанович поселился в Карпинске, на севере Урала, вблизи от родных сибирских краев. Здесь и пришло твердое решение стать художником.
Работал художником оформителем в кинотеатре «Урал» и впервые принял участие в художественной выставке. В 1974 году Г.С. Райшев был принят в Союз художников СССР за циклы графических работ. Персональные выставки проводились трижды в выставочном зале Карпинского краеведческого музея: 1990, 1994, 1997 годы.