Алексей Саврасов (24 мая 1830 г. — 8 октября 1897 г.) воспел в своем творчестве красоту русской природы во всей ее тихой прелести: живописные поля, леса и перелески, бедные деревеньки и бескрайнее небо над ними. В его самобытных лирических пейзажах органично переплелись традиции романтизма и реализма. «Закат» создавался Алексеем Саврасовым в пору творческого расцвета. К 1870 году художник прославился не только как мастер поэтического пейзажа, но и как великолепный педагог. Он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Одним из его самых преданных учеников того времени был юный Исаак Левитан, которому Саврасов любил повторять: «Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно».
В 1870-м году художник вместе с семьей отправляется в Ярославль, где много и плодотворно работает. Здесь в скором времени его постигло горькое несчастье — смерть новорожденной дочери. Саврасов тяжело переживал утрату. Поменялось и настроение его работ, хоть свойственные ему лирические ноты и удалось сохранить. Живописец, более всего любивший тему пробуждения природы — утреннего ли, весеннего ли, — обращается к теме заката, теме смиренного угасания, ухода солнца, который, увы, нельзя отменить.
Негромкий пейзаж наполнен тонкой игрой света и цвета, подчеркивающей грустные настроения небольшого, тонко передающего мельчайшие детали полотна. Скромные размеры холста не влияют на восприятие пространства картины — впечатляющую бескрайность русских просторов и чистое безграничное небо над ним.
В 1871 году при непосредственном деятельном участии Саврасова было учреждено Товарищество передвижных художественных выставок, на первом же вернисаже которого художник представил восхищенной публике свою знаменитую работу «Грачи прилетели». У Алексея Саврасова обучались многие впоследствии знаменитые художники. Среди них — Михаил Нестеров, Константин Коровин, Лев Каменев, которые с теплотой и благодарностью вспоминали своего учителя.
В 1870-м году художник вместе с семьей отправляется в Ярославль, где много и плодотворно работает. Здесь в скором времени его постигло горькое несчастье — смерть новорожденной дочери. Саврасов тяжело переживал утрату. Поменялось и настроение его работ, хоть свойственные ему лирические ноты и удалось сохранить. Живописец, более всего любивший тему пробуждения природы — утреннего ли, весеннего ли, — обращается к теме заката, теме смиренного угасания, ухода солнца, который, увы, нельзя отменить.
Негромкий пейзаж наполнен тонкой игрой света и цвета, подчеркивающей грустные настроения небольшого, тонко передающего мельчайшие детали полотна. Скромные размеры холста не влияют на восприятие пространства картины — впечатляющую бескрайность русских просторов и чистое безграничное небо над ним.
В 1871 году при непосредственном деятельном участии Саврасова было учреждено Товарищество передвижных художественных выставок, на первом же вернисаже которого художник представил восхищенной публике свою знаменитую работу «Грачи прилетели». У Алексея Саврасова обучались многие впоследствии знаменитые художники. Среди них — Михаил Нестеров, Константин Коровин, Лев Каменев, которые с теплотой и благодарностью вспоминали своего учителя.