Пётр Петрович Кончаловский (1876—1956) — художник — авангардист, основатель группы «Бубновый валет». В начале 1900-х годов в поисках себя путешествует по Европе, изучает полотна постимпрессионистов, открывает для себя П. Сезанна, Ван Гога и А. Матисса. В 1910 году в России вместе с другими авангардистами М. Ларионовым, И. Машковым, Н. Гончаровой, Д. Бурлюком принимает участие в авангардной выставке, где показывает публике наработанный за годы исканий материал. В советские годы преподавал во ВХУТЕМАСе, всевозможными способами избегал соцреализма в живописи и старался дистанцироваться от политической темы. Его наследие состоит из большого количества портретов деятелей культуры, он также работал театральным декоратором. В 1932 году Кончаловские покупают дом в Буграх, Калужской области, откуда у Петра Петровича много натюрмортов и пейзажей.
Сирень Петр Петрович Кончаловский писал много и часто. Художник полагал, что цветущие ветви куста написать сложно: важно уловить форму лепестков и всю палитру оттенков, поэтому натюрморт считал « грандиознейшим упражнением для каждого живописца «. По воспоминаниям внучки художника, в пору цветения сирени Пётр Петрович писал каждый день — стремился больше поработать с натурой, внимательнее её изучить, экспериментировал с сюжетами, ракурсами и освещением. Натюрмортов с изображением сирени насчитывается в наследии художника около сорока.
Так и полотно «Сирень» из собрания сочинского музея — настоящее исследование художником натуры. На всём достаточно большого формата холсте изображены ветви сирени в плетеной корзинке. Яркие фиолетовые, сиреневые, розоватые и нежные, кремовые оттенки ветвей, передающие буйство природы весной, оттеняются темным столом и сероватой стеной. Художник не прописывал каждый цветок у ветвей, а крупным мазком показал форму лепестков, проследил за изменением оттенков и строением веточек. Свет на букет падает сверху, так цветы озаряются светом и еще больше вбирают в себя различные оттенки фиолетового и розового.
Картина написана легко, над дальним планом художник работал жидкой масляной краской: в некоторых частях картины даже просвечивает поверхность холста. Такая этюдность оттеняет внимание зрителя от главного героя натюрморта — сирени, которая написана уже более плотным слоем масла. Теплый колорит картины приятен глазу зрителя и также в большей степени располагает его к себе. Широкий мазок художника придает полотну легкость и воздушность, ощущение весенней свежести и тепла.