Натюрморт «Цветы на скамейке» не так просто соотнести с именем Петра Кончаловского: самые известные его произведения были созданы в эпоху расцвета русского авангарда. Тогда художники бросали вызов общественному вкусу и удивляли публику тем, что упрощали формы и вместе с тем усложняли концепции своего искусства. Мастер был одним из основателей художественной группировки «Бубновый валет», которая славилась особенно яркими картинами в духе искусства Поля Сезанна.
Когда правительство стало насаждать соцреализм как единственный приемлемый художественный метод, многим авангардистам пришлось отказаться от прежних исканий. Петр Кончаловский тоже изменил манеру письма. Еще в 1920-х годах он обратился к натурному реализму — точному отображению действительности.
Важно, что к жанру натюрморта Кончаловский обращался во все периоды творчества. В годы авангарда этот жанр был полем для экспериментов: мастер мог изображать фрукты на блюде яркими плотными цветами, обобщать их формы, выделять их контурами. В годы, когда правительство стало требовать от искусства идеологически правильных сюжетов, натюрморты в какой-то мере стали спасением автора. Он не писал картин, прославляющих действующий строй, но смог при этом сохранить благосклонность властей, выбирая нейтральные сюжеты.
Благодаря своему авторитету и прекрасному реалистическому мастерству Кончаловский даже стал одним из первых лауреатов Сталинской премии. Но за фасадом внешнего успеха скрывалось ощущение болезненного компромисса. Не вступая в противостояние с властью, не давая однозначных оценок, живописец не без горечи замечал:
Когда правительство стало насаждать соцреализм как единственный приемлемый художественный метод, многим авангардистам пришлось отказаться от прежних исканий. Петр Кончаловский тоже изменил манеру письма. Еще в 1920-х годах он обратился к натурному реализму — точному отображению действительности.
Важно, что к жанру натюрморта Кончаловский обращался во все периоды творчества. В годы авангарда этот жанр был полем для экспериментов: мастер мог изображать фрукты на блюде яркими плотными цветами, обобщать их формы, выделять их контурами. В годы, когда правительство стало требовать от искусства идеологически правильных сюжетов, натюрморты в какой-то мере стали спасением автора. Он не писал картин, прославляющих действующий строй, но смог при этом сохранить благосклонность властей, выбирая нейтральные сюжеты.
Благодаря своему авторитету и прекрасному реалистическому мастерству Кончаловский даже стал одним из первых лауреатов Сталинской премии. Но за фасадом внешнего успеха скрывалось ощущение болезненного компромисса. Не вступая в противостояние с властью, не давая однозначных оценок, живописец не без горечи замечал: