Мир художника Петра Кончаловского, члена-учредителя объединения «Бубновый валет», полон красок и материально осязаем, в отличие от эфемерного и оторванного от жизненных реалий мира представителей «Голубой розы» или эстетствующих живописцев «Мира искусства».
Предлагаемый вашему вниманию экспонат — написанная в 1916 году картина Петра Кончаловского «Натюрморт», чаще упоминаемая как «Раки», — относится к концептуальным произведениям, созданным для объединения «Бубновый валет». Это одно из лучших полотен в творческом наследии художника.
Пастозные, будто вылепленные плотными мазками предметы — объемные и реалистичные, колористически выверенные и яркие, их природные формы подобны гимну радости жизни и оде счастья бытия. «Натюрморт» ярко и полновесно иллюстрирует важнейший принцип объединившихся в «Бубновом валете» художников — утверждение предмета и предметности, контрастирующих с пространственностью, и создание полнокровного, реалистичного и стойкого визуального образа. Реализовать этот принцип в полной мере удавалось именно в живописи предметов — натюрмортах, которые стали главным жанром искусства «бубновых валетов» и всегда выдвигались ими на первый план.
Петр Кончаловский вслед за своим соратником и единомышленником Ильей Машковым, написавшим в 1910 году знаковую для «бубновых валетов» картину — знаменитый натюрморт «Синие сливы», создает откровенно декоративное полотно. Композиционно предметы на столешнице выверены до мельчайших деталей, порядок их расположения только кажется произвольным.
Картина вызывает невольные ассоциации с работами знаменитых голландцев — с их упорядоченными, уравновешенными и симметричными натюрмортами. И визуальный восторг от наслаждения совершенством природных форм, составляющих основу русского быта, ничуть не меньше. Художественное решение картины тесно связано с русской лубочной культурой и традициями городской вывески, столь важными для эстетической концепции объединения «Бубновые валеты».
Предлагаемый вашему вниманию экспонат — написанная в 1916 году картина Петра Кончаловского «Натюрморт», чаще упоминаемая как «Раки», — относится к концептуальным произведениям, созданным для объединения «Бубновый валет». Это одно из лучших полотен в творческом наследии художника.
Пастозные, будто вылепленные плотными мазками предметы — объемные и реалистичные, колористически выверенные и яркие, их природные формы подобны гимну радости жизни и оде счастья бытия. «Натюрморт» ярко и полновесно иллюстрирует важнейший принцип объединившихся в «Бубновом валете» художников — утверждение предмета и предметности, контрастирующих с пространственностью, и создание полнокровного, реалистичного и стойкого визуального образа. Реализовать этот принцип в полной мере удавалось именно в живописи предметов — натюрмортах, которые стали главным жанром искусства «бубновых валетов» и всегда выдвигались ими на первый план.
Петр Кончаловский вслед за своим соратником и единомышленником Ильей Машковым, написавшим в 1910 году знаковую для «бубновых валетов» картину — знаменитый натюрморт «Синие сливы», создает откровенно декоративное полотно. Композиционно предметы на столешнице выверены до мельчайших деталей, порядок их расположения только кажется произвольным.
Искушают красными боками раки, золотятся селедки, румянится редис, а расписной металлический поднос оттеняет белизну кувшина и блеск стеклянного бокала. Смелые колористические решения, естественная пластика форм и линий завораживают и вызывают восхищение. Зритель будто получает приглашение исследовать поверхность столешницы, изучить каждый предмет и насладиться его красотой и естественностью.
Картина вызывает невольные ассоциации с работами знаменитых голландцев — с их упорядоченными, уравновешенными и симметричными натюрмортами. И визуальный восторг от наслаждения совершенством природных форм, составляющих основу русского быта, ничуть не меньше. Художественное решение картины тесно связано с русской лубочной культурой и традициями городской вывески, столь важными для эстетической концепции объединения «Бубновые валеты».