Шрифт
Цвет
Графика
Кончаловский П.П.
Персона

Кончаловский Петр Петрович

Годы жизни: 1876—1956
#2
В молодости Петр Кончаловский увлекался творчеством Поля Сезанна, создавал авангардные картины и стал одним из основателей объединения «Бубновый валет». А в советское время художник прославился как мастер социалистического реализма. Кончаловский писал портреты известных художников, писателей, композиторов, сцены из советской жизни, пейзажи и натюрморты. Искусствовед Николай Пунин назвал его «очень редким явлением живописца чистой воды».
#3

Студент Московского университета и парижской Академии Жюлиана

#4
Петр Кончаловский родился 21 февраля 1876 года в городе Славянске, недалеко от Харькова. Его мать, Виктория Лойко, происходила из харьковской дворянской семьи. А отец, Петр Кончаловский, работал переводчиком и книгоиздателем. Всего в их семье было шесть детей.

С детства Кончаловский любил рисовать. В их семье ставили домашние спектакли — будущий художник создавал для них декорации. Поэтому родители отдали его в Харьковскую рисовальную школу Марии Раевской-Ивановой. В 1889 году Кончаловские переехали в Москву. В доме часто бывали известные художники, друзья родителей — Василий Суриков, Валентин Серов, Константин Коровин, Михаил Врубель. А сам Кончаловский начал посещать занятия в Строгановском училище технического рисования. Однако в 1896 году он по совету отца поступил на естественный факультет Московского университета. В то же время Константин Коровин посоветовал ему не бросать своего увлечения, а поехать учиться живописи в Париж.

Во Франции Кончаловский брал уроки в Академии Жюлиана — одной из самых известных художественных школ той эпохи. За одну из работ начинающий живописец даже получил награду. В Париже он часто ходил в музеи, посещал Лувр.

В 1898 году Петр Кончаловский вернулся в Россию и стал заниматься в Императорской Академии художеств. Он учился в батальной мастерской Павла Ковалевского.

В 1902 году Кончаловский женился на Ольге Суриковой, дочери живописца Василия Сурикова. Вместе они много путешествовали — побывали во Франции, Германии, Испании, Италии, Великобритании. В Европе Кончаловский изучал творчество постимпрессионистов. Он вспоминал:
#5
В самом деле, если проанализировать как следует мои пальмы 1908 г., писанные в Сен-Максиме, там наверное найдутся, рядом с бесспорными вангоговскими элементами, и «куски» от Сезанна, потому что так я увидал эти куски на натуре и так должен был передать их.
#6
Кончаловский путешествовал и по России. Он побывал в родном городе Сурикова — Красноярске. А еще художник ездил на Север. В Кандалакше, недалеко от Мурманска, он создал картину «Рыбаки тянут сети», за которую в 1907 году получил от Академии художеств звание художника.
#7

«Бубновый валет» и «Мир искусства»

#8
Вместе с тестем Василием Суриковым Петр Кончаловский побывал в Испании. Там он изучал народное творчество, работы Диего Веласкеса. В этой поездке художник создал несколько этюдов к картине «Бой быков». Позднее Кончаловский писал:
#9
Помните этих троицких игрушечников, которые всю свою жизнь резали из дерева какого-нибудь игрушечного медведя с мужиком? С какой простотой и силой передавали они самое существо зверя и человека, пуская в дело элементарнейшие средства, все сводя к двум-трем характернейшим деталям. Вот так именно, «по-мужицки», «по-игрушечному» и хотелось мне дать быка во время боя.
#10
В декабре 1910 года вместе с Михаилом Ларионовым, Александром Куприным и Аристархом Лентуловым Кончаловский организовал выставку «Бубновый валет». Участники много экспериментировали с композицией, формой, цветом, в том числе контрастами. Кончаловский вспоминал: «Всех нас объединяла тогда потребность пойти в атаку против старой живописи». Он представил на выставке свои испанские работы, а также портрет художника Георгия Якулова.

Вскоре участники выставки организовали объединение «Бубновый валет». Кончаловский стал одним из его учредителей. В эти годы художник писал много портретов, в том числе своих родственников: «Семейный портрет», «Портрет Натальи Кончаловской, дочери художника», «Портрет скрипача Ромашкова».

К концу 1910-х общество «Бубновый валет» покинули многие его основатели. Они часто дискутировали с молодыми художниками, которые вступили в него позднее — Казимиром Малевичем, Владимиром Татлиным, Любовью Поповой, и критиковали их новаторские методы. В 1916 году объединение оставил и сам Кончаловский. Теперь он показывал свои картины на выставках «Мира искусства».
#11

Народный художник РСФСР

#12
Революцию 1917 года Петр Кончаловский поддержал. Он остался в России, преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). В 1922 году в Третьяковской галерее прошла первая персональная выставка художника.

В 1920-х годах Кончаловский перестал работать как авангардный художник — теперь он создавал картины в новом стиле, тогда как раз начал зарождаться социалистический реализм. Художники стремились писать простые картины, понятные трудящимся, на актуальные темы. Полотна посвящали Красной армии и возрождающейся деревне, быту крестьян и труду рабочих. В 1927 году Кончаловский путешествовал по Кавказу и создал картины, связанные с жизнью и творчеством Михаила Лермонтова: «Пятигорск. Дом Лермонтова», «Мцыри. Гроза», «С развалин Мцыри».

В 1928 году в СССР отмечали десятилетие Красной армии. К этому событию Кончаловский написал картину в стиле соцреализма — «Купание красной конницы». Для этого он посещал кавалерийские казармы и делал портретные зарисовки солдат. А еще художник увлекался античным искусством. Так что герои «Купания красной конницы» напоминают древнегреческих воинов.

Еще одной известной работой Петра Кончаловского в стиле соцреализм стала картина «Пушкин в Михайловском». Революционер, искусствовед Анатолий Луначарский писал об этой картине:
#13
Прежде всего нельзя не воздать хвалу Кончаловскому за то, что он взялся за Пушкина с самой трудной стороны… Изобразить момент творчества необычайно трудно. Но всякий другой Пушкин, не творящий, есть случайный Пушкин.
#14
В 1932 году Кончаловский купил у художницы Анны Трояновской усадьбу Бугры в Калужской области. Он увлекся охотой и написал здесь серию пейзажей. В эти же годы художник создал портреты Сергея Прокофьева, Всеволода Мейерхольда, Самуила Маршака, Арама Хачатуряна.

В годы Великой Отечественной войны Петр Кончаловский остался в Москве. Однажды в бомбоубежище он перечитывал стихи Лермонтова и решил посвятить поэту еще одну работу. В 1941–1943 годах он написал картину «Лермонтов на Кавказе». За нее Кончаловский получил Сталинскую премию I степени. А вскоре ему присвоили звание народного художника РСФСР.

В последние годы жизни Кончаловский создавал в основном натюрморты, пейзажи, бытовые сценки, среди которых — «Золотой век» и «Полотер». Всего же за свою жизнь художник написал около двух тысяч картин.

Петр Кончаловский умер 2 февраля 1956 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.


читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%