В молодости Петр Кончаловский увлекался творчеством Поля Сезанна, создавал авангардные картины и стал одним из основателей объединения «Бубновый валет». А в советское время художник прославился как мастер социалистического реализма. Кончаловский писал портреты известных художников, писателей, композиторов, сцены из советской жизни, пейзажи и натюрморты. Искусствовед Николай Пунин назвал его «очень редким явлением живописца чистой воды».
Персона Студент Московского университета и парижской Академии Жюлиана
Кончаловский Петр Петрович
Годы жизни: 1876—1956
#2
#3
Студент Московского университета и парижской Академии Жюлиана
#4
Петр Кончаловский родился 21 февраля 1876 года в городе Славянске, недалеко от Харькова. Его мать, Виктория Лойко, происходила из харьковской дворянской семьи. А отец, Петр Кончаловский, работал переводчиком и книгоиздателем. Всего в их семье было шесть детей.
С детства Кончаловский любил рисовать. В их семье ставили домашние спектакли — будущий художник создавал для них декорации. Поэтому родители отдали его в Харьковскую рисовальную школу Марии Раевской-Ивановой. В 1889 году Кончаловские переехали в Москву. В доме часто бывали известные художники, друзья родителей — Василий Суриков, Валентин Серов, Константин Коровин, Михаил Врубель. А сам Кончаловский начал посещать занятия в Строгановском училище технического рисования. Однако в 1896 году он по совету отца поступил на естественный факультет Московского университета. В то же время Константин Коровин посоветовал ему не бросать своего увлечения, а поехать учиться живописи в Париж.
Во Франции Кончаловский брал уроки в Академии Жюлиана — одной из самых известных художественных школ той эпохи. За одну из работ начинающий живописец даже получил награду. В Париже он часто ходил в музеи, посещал Лувр.
В 1898 году Петр Кончаловский вернулся в Россию и стал заниматься в Императорской Академии художеств. Он учился в батальной мастерской Павла Ковалевского.
В 1902 году Кончаловский женился на Ольге Суриковой, дочери живописца Василия Сурикова. Вместе они много путешествовали — побывали во Франции, Германии, Испании, Италии, Великобритании. В Европе Кончаловский изучал творчество постимпрессионистов. Он вспоминал:
С детства Кончаловский любил рисовать. В их семье ставили домашние спектакли — будущий художник создавал для них декорации. Поэтому родители отдали его в Харьковскую рисовальную школу Марии Раевской-Ивановой. В 1889 году Кончаловские переехали в Москву. В доме часто бывали известные художники, друзья родителей — Василий Суриков, Валентин Серов, Константин Коровин, Михаил Врубель. А сам Кончаловский начал посещать занятия в Строгановском училище технического рисования. Однако в 1896 году он по совету отца поступил на естественный факультет Московского университета. В то же время Константин Коровин посоветовал ему не бросать своего увлечения, а поехать учиться живописи в Париж.
Во Франции Кончаловский брал уроки в Академии Жюлиана — одной из самых известных художественных школ той эпохи. За одну из работ начинающий живописец даже получил награду. В Париже он часто ходил в музеи, посещал Лувр.
В 1898 году Петр Кончаловский вернулся в Россию и стал заниматься в Императорской Академии художеств. Он учился в батальной мастерской Павла Ковалевского.
В 1902 году Кончаловский женился на Ольге Суриковой, дочери живописца Василия Сурикова. Вместе они много путешествовали — побывали во Франции, Германии, Испании, Италии, Великобритании. В Европе Кончаловский изучал творчество постимпрессионистов. Он вспоминал:
#5
В самом деле, если проанализировать как следует мои пальмы 1908 г., писанные в Сен-Максиме, там наверное найдутся, рядом с бесспорными вангоговскими элементами, и «куски» от Сезанна, потому что так я увидал эти куски на натуре и так должен был передать их.
#6
Кончаловский путешествовал и по России. Он побывал в родном городе Сурикова — Красноярске. А еще художник ездил на Север. В Кандалакше, недалеко от Мурманска, он создал картину «Рыбаки тянут сети», за которую в 1907 году получил от Академии художеств звание художника.
#7
«Бубновый валет» и «Мир искусства»
#8
Вместе с тестем Василием Суриковым Петр Кончаловский побывал в Испании. Там он изучал народное творчество, работы Диего Веласкеса. В этой поездке художник создал несколько этюдов к картине «Бой быков». Позднее Кончаловский писал:
#9
Помните этих троицких игрушечников, которые всю свою жизнь резали из дерева какого-нибудь игрушечного медведя с мужиком? С какой простотой и силой передавали они самое существо зверя и человека, пуская в дело элементарнейшие средства, все сводя к двум-трем характернейшим деталям. Вот так именно, «по-мужицки», «по-игрушечному» и хотелось мне дать быка во время боя.
#10
В декабре 1910 года вместе с Михаилом Ларионовым, Александром Куприным и Аристархом Лентуловым Кончаловский организовал выставку «Бубновый валет». Участники много экспериментировали с композицией, формой, цветом, в том числе контрастами. Кончаловский вспоминал: «Всех нас объединяла тогда потребность пойти в атаку против старой живописи». Он представил на выставке свои испанские работы, а также портрет художника Георгия Якулова.
Вскоре участники выставки организовали объединение «Бубновый валет». Кончаловский стал одним из его учредителей. В эти годы художник писал много портретов, в том числе своих родственников: «Семейный портрет», «Портрет Натальи Кончаловской, дочери художника», «Портрет скрипача Ромашкова».
К концу 1910-х общество «Бубновый валет» покинули многие его основатели. Они часто дискутировали с молодыми художниками, которые вступили в него позднее — Казимиром Малевичем, Владимиром Татлиным, Любовью Поповой, и критиковали их новаторские методы. В 1916 году объединение оставил и сам Кончаловский. Теперь он показывал свои картины на выставках «Мира искусства».
Вскоре участники выставки организовали объединение «Бубновый валет». Кончаловский стал одним из его учредителей. В эти годы художник писал много портретов, в том числе своих родственников: «Семейный портрет», «Портрет Натальи Кончаловской, дочери художника», «Портрет скрипача Ромашкова».
К концу 1910-х общество «Бубновый валет» покинули многие его основатели. Они часто дискутировали с молодыми художниками, которые вступили в него позднее — Казимиром Малевичем, Владимиром Татлиным, Любовью Поповой, и критиковали их новаторские методы. В 1916 году объединение оставил и сам Кончаловский. Теперь он показывал свои картины на выставках «Мира искусства».
#11
Народный художник РСФСР
#12
Революцию 1917 года Петр Кончаловский поддержал. Он остался в России, преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). В 1922 году в Третьяковской галерее прошла первая персональная выставка художника.
В 1920-х годах Кончаловский перестал работать как авангардный художник — теперь он создавал картины в новом стиле, тогда как раз начал зарождаться социалистический реализм. Художники стремились писать простые картины, понятные трудящимся, на актуальные темы. Полотна посвящали Красной армии и возрождающейся деревне, быту крестьян и труду рабочих. В 1927 году Кончаловский путешествовал по Кавказу и создал картины, связанные с жизнью и творчеством Михаила Лермонтова: «Пятигорск. Дом Лермонтова», «Мцыри. Гроза», «С развалин Мцыри».
В 1928 году в СССР отмечали десятилетие Красной армии. К этому событию Кончаловский написал картину в стиле соцреализма — «Купание красной конницы». Для этого он посещал кавалерийские казармы и делал портретные зарисовки солдат. А еще художник увлекался античным искусством. Так что герои «Купания красной конницы» напоминают древнегреческих воинов.
Еще одной известной работой Петра Кончаловского в стиле соцреализм стала картина «Пушкин в Михайловском». Революционер, искусствовед Анатолий Луначарский писал об этой картине:
В 1920-х годах Кончаловский перестал работать как авангардный художник — теперь он создавал картины в новом стиле, тогда как раз начал зарождаться социалистический реализм. Художники стремились писать простые картины, понятные трудящимся, на актуальные темы. Полотна посвящали Красной армии и возрождающейся деревне, быту крестьян и труду рабочих. В 1927 году Кончаловский путешествовал по Кавказу и создал картины, связанные с жизнью и творчеством Михаила Лермонтова: «Пятигорск. Дом Лермонтова», «Мцыри. Гроза», «С развалин Мцыри».
В 1928 году в СССР отмечали десятилетие Красной армии. К этому событию Кончаловский написал картину в стиле соцреализма — «Купание красной конницы». Для этого он посещал кавалерийские казармы и делал портретные зарисовки солдат. А еще художник увлекался античным искусством. Так что герои «Купания красной конницы» напоминают древнегреческих воинов.
Еще одной известной работой Петра Кончаловского в стиле соцреализм стала картина «Пушкин в Михайловском». Революционер, искусствовед Анатолий Луначарский писал об этой картине:
#13
Прежде всего нельзя не воздать хвалу Кончаловскому за то, что он взялся за Пушкина с самой трудной стороны… Изобразить момент творчества необычайно трудно. Но всякий другой Пушкин, не творящий, есть случайный Пушкин.
#14
В 1932 году Кончаловский купил у художницы Анны Трояновской усадьбу Бугры в Калужской области. Он увлекся охотой и написал здесь серию пейзажей. В эти же годы художник создал портреты Сергея Прокофьева, Всеволода Мейерхольда, Самуила Маршака, Арама Хачатуряна.
В годы Великой Отечественной войны Петр Кончаловский остался в Москве. Однажды в бомбоубежище он перечитывал стихи Лермонтова и решил посвятить поэту еще одну работу. В 1941–1943 годах он написал картину «Лермонтов на Кавказе». За нее Кончаловский получил Сталинскую премию I степени. А вскоре ему присвоили звание народного художника РСФСР.
В последние годы жизни Кончаловский создавал в основном натюрморты, пейзажи, бытовые сценки, среди которых — «Золотой век» и «Полотер». Всего же за свою жизнь художник написал около двух тысяч картин.
Петр Кончаловский умер 2 февраля 1956 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
В годы Великой Отечественной войны Петр Кончаловский остался в Москве. Однажды в бомбоубежище он перечитывал стихи Лермонтова и решил посвятить поэту еще одну работу. В 1941–1943 годах он написал картину «Лермонтов на Кавказе». За нее Кончаловский получил Сталинскую премию I степени. А вскоре ему присвоили звание народного художника РСФСР.
В последние годы жизни Кончаловский создавал в основном натюрморты, пейзажи, бытовые сценки, среди которых — «Золотой век» и «Полотер». Всего же за свою жизнь художник написал около двух тысяч картин.
Петр Кончаловский умер 2 февраля 1956 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
#1
читать дальшескрыть