Выдающийся мастер живописи ХХ века Петр Кончаловский в своем творчестве опирался на художественные традиции и направления, которые во многом противостояли друг другу. В начале пути искания художника совпадали с возникновением и развитием авангардных течений в русском искусстве. Он стал одним из основоположников объединения «Бубновый валет». Тогда Кончаловский заметно упрощал и обобщал фигуры, сближая свою живопись с примитивизмом, и в то же время следовал принципам фовистского искусства. Пространство в его картинах становится плоским, а цвета — очень яркими, независимыми от реального цвета изображенного предмета.
В 1920-е годы художник изучал специфику метода Поля Сезанна. Французский художник в своей живописи стремился соединить принципы импрессионизма с традиционным классицистическим искусством. Это нашло свое продолжение в творчестве Кончаловского, которого называют русским сезаннистом.
В своем позднем творчестве художнику удалось гармонично соединить авангардные приемы с принципами классической западноевропейской живописи и русской реалистической школы XIX века. Это привело к возникновению нового стиля — живописный реализм.
Ярким примером этого стиля является позднее произведение Кончаловского «Сирень и подрамник» из коллекции Новосибирского художественного музея. В нем художник воспевает весну — праздничную и победоносную. Она полна свежими, яркими и пряными ароматами первой зелени и цветов. Пышные ветви еще хранят утреннюю росу в своей глубине. Бревенчатые стены дачной террасы, грубые доски стола, чистый холст вместо драпировок, неброские стеклянные вазы — ничто не должно отвлекать зрителя от богатства и роскоши сирени.
При этом художник не выписывает каждый цветок или лепесток, как это делали реалисты прошлого века, а смело использует плотные пастозные мазки лилового, розового, голубого и изумрудно-зеленого цветов. Здесь следует вспомнить принципы, разработанные импрессионистами. Стоит отойти немного от картины, и эти крупные мазки сливаются воедино, превращаясь в тяжелые гроздья сирени.
В 1920-е годы художник изучал специфику метода Поля Сезанна. Французский художник в своей живописи стремился соединить принципы импрессионизма с традиционным классицистическим искусством. Это нашло свое продолжение в творчестве Кончаловского, которого называют русским сезаннистом.
В своем позднем творчестве художнику удалось гармонично соединить авангардные приемы с принципами классической западноевропейской живописи и русской реалистической школы XIX века. Это привело к возникновению нового стиля — живописный реализм.
Ярким примером этого стиля является позднее произведение Кончаловского «Сирень и подрамник» из коллекции Новосибирского художественного музея. В нем художник воспевает весну — праздничную и победоносную. Она полна свежими, яркими и пряными ароматами первой зелени и цветов. Пышные ветви еще хранят утреннюю росу в своей глубине. Бревенчатые стены дачной террасы, грубые доски стола, чистый холст вместо драпировок, неброские стеклянные вазы — ничто не должно отвлекать зрителя от богатства и роскоши сирени.
При этом художник не выписывает каждый цветок или лепесток, как это делали реалисты прошлого века, а смело использует плотные пастозные мазки лилового, розового, голубого и изумрудно-зеленого цветов. Здесь следует вспомнить принципы, разработанные импрессионистами. Стоит отойти немного от картины, и эти крупные мазки сливаются воедино, превращаясь в тяжелые гроздья сирени.