Московский сезаннист, один из лидеров группы «Бубновый валет» Петр Кончаловский после путешествия по Европе приезжает в Великий Новгород и с упоением пишет древнюю архитектуру города, его церкви, озеро Ильмень и реку Волхов.
#1
Петр Кончаловский
Новгород. Возвращение с ярмарки
#2
#5
Рождается новая живописная серия, ничем не уступающая европейским пейзажам. Город художника покорил, и в 1928 году Кончаловский совершает вторую поездку в Новгород, и снова его кисть выводит на холсте «Площадь Софийского собора», «Башню Кукуй».
#6
Петр Кончаловский «Детинец», «Башня Кукуй», «Новгород. Юрьевский собор»
#3
«Возвращение с ярмарки» — картина, отражающая бытовую сторону жизни тогдашних новгородцев. Быстро бежит лошадь по песчаной дороге. В телеге — местные жители. Здесь и кряжистый босоногий мужик в расстегнутой красной рубахе, с лукавым прищуром глаз, и слегка подгулявший парень в новых сапогах, и молодая женщина, смиренно опустившая голову, повязанную ярким цветным платком.
#4
В «Возвращении с ярмарки» я задумал насытить движением все: и небо с бегущими облаками, и перерезанную парусниками гладь озера, и бегущих лошадей, и движение телеги. Так хотелось верно передать динамику, что я сам бегал рядом с мчащейся телегой, чтобы уловить, как располагаются во время бега лошадиные ноги. Этюд даже особый делал для оглобли, чтобы вернее схватить ее линию, хоть у меня и хорошая художественная память. Сюжет так захватывал, что и тут я не удержался, …. наделал ошибок. Погнался, например, за изображением пыли у колес, а это совсем ненужный натурализм: просто надо было так колеса взять в самом существе их движения, чтобы зритель видел, как они пылят. В настоящей живописи, как и во всяком искусстве, всегда должна быть недосказанность, должна быть дана работа для глаза — и мозга зрителя, иначе будет скучно, выйдет протокол, а не художественное произведение. Но все это я забыл во время работы. Лицами тоже чересчур увлекся, и телегой, и сбруей. А в итоге не вышло того, что хотел сделать, совсем отбился от фрескового стиля. Меня, вот, упрекают за отсутствие тематики, а выходит так, что нехорошо, когда тематика наваливается чересчур и подминает под себя живописца. Дьявольское какое-то равновесие надо в себе соблюдать, чтобы делать настоящую живопись.
Петр Кончаловский
#7
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться