Масштабную и яркую картину развития русского изобразительного искусства представляет постоянно действующая выставка «Русское искусство ХIХ–ХХ вв.», которая знакомит с произведениями, представляющими разнообразие тенденций в русском изобразительном искусстве этого периода (классицизм, романтизм, реализм и зарождающийся в первой половине XX века социалистический реализм). Уникальность собрания заключена не только в исторически важной иллюстрации творчества великих русских художников, но и в том, что волею судеб и благодаря специфике «курортной столицы России» в нашем музее оказались произведения исключительной самобытности, которых нет в крупнейших музея страны.
История формирования постоянной экспозиции словно зеркало тех процессов и явлений, которые происходили в истории и культуре нашей родины. Можно сказать, что история Сочинского художественного музея началась в 1972 году, когда проходила реконструкция здания «Дома Уполномоченного», и до 1988 года музей назывался выставочным залом изобразительного искусства. Научные сотрудники помимо выставочной работы уже вели активную собирательскую деятельность. На протяжении всего времени существования музея фонды пополнялись за счет закупок Министерства культуры и выделения средств из городского бюджета. Первые посетители Зала могли увидеть небольшую постоянную экспозицию советской живописи. Сейчас она занимает основную часть площади музея. Большое количество произведений живописи 1920–1950-х годов ХХ века было передано в фонды музея сочинскими здравницами на постоянное хранение.
Сочинский художественный музей изначально был ориентирован на комплектование предметов советского искусства. Именно этим обстоятельством объясняется малочисленность собрания дореволюционного искусства XIX века. В то же время, начиная с середины 1980-х годов, музей стал активно приобретать произведения русских мастеров, оставивших важный след в истории отечественного изобразительного искусства.
Раздел русского искусства XIX века в целом можно рассматривать как одну из страниц истории императорской Академии художеств и взаимоотношений с ней художников различных творческих устремлений. Так, в коллекции музея широко представлено творчество художников-маринистов первой половины XIX века, с которого начинается обзор постоянной экспозиции. Среди академических работ два живописных произведения из коллекции Сочинского художественного музея принадлежат кисти великого мариниста И.К. Айвазовского. Среди марин также представлены работы И.А. Вельца, Л.Ф. Лагорио и Н.Н. Дубовского.
Значительную часть собрания русской живописи и второй половины XIX века составляют произведения передвижников, которые своим творчеством стремились пробудить сочувствие к жизни и страданиям простого человека. В экспозиции музея находится произведение М.К. Клодта «Русская деревня» 1870 года, художника, стоявшего у истоков передвижничества. В собрании музея творчество художников-передвижников также представлено порою знаменитыми именами, но зачастую не самыми знаменитыми картинами. Это, прежде всего, картины И.И. Шишкина и В.Д. Поленова, А.А. Киселева и Е.Е. Волкова.
Произведения целого ряда пейзажных работ второй половины XIX века демонстрируют расцвет национального реалистического пейзажа. Эти работы многообразны по тематике, по художественному образному строю, но все они согреты любовью живописцев к родной земле. Объединенные этим лирически проникновенным отношением к изображаемому авторы: В.Д. Орловский, В.Ф. Коренев, И.Е. Крачковский, С.И. Васильковский и К.А. Трутовский.
Музейная коллекция русской живописи начала XX века содержит ряд характерных для этого периода произведений. Большое значение в истории русского пейзажа имеет творчество так называемых куинджистов — последователей Архипа Ивановича Куинджи с его оригинальными поисками романтического образов природы и колористическими экспериментами. В постоянной экспозиции нашего музея Вы можете познакомиться с работами одного из наиболее последовательных учеников Куинджи — В.И. Зарубина, самобытного пейзажиста его мастерской — А.А. Рылова, учредителя Общества художников имени А.И. Куинджи — К.Я. Крыжицкого. Среди жемчужин собрания музея одной из самых ярких по праву считается картина К.Ф. Богаевского, талант которого отмечал Архип Иванович, — «Южный берег Крыма. Киммерия (Героический пейзаж)» 1937 года. Картина поступила в коллекцию музея из сочинского санатория имени Серго Орджоникидзе.