Один из самых талантливых российских художников первой половины XIX столетия Карл Павлович Брюллов еще при жизни заслужил почет, уважение и славу. Написанное им в Италии огромное полотно «Последний день Помпеи» (1830—1833) завоевало признание во многих странах Европы. Имя Брюллова ставилось в один ряд с именами Рубенса, Рембрандта ван Рейна, Ван Дейка. Общепризнанно, что лучшую и наиболее значительную часть богатого творческого наследия мастера составляют портреты. Написанные художником портреты вовлекают в атмосферу общественных идеалов и эстетических воззрений, которые складывались в кругу передовой русской интеллигенции в конце 1830-х и в 1840-х годах. Воссозданные Брюлловым образы современников передают облик русских людей, проникнутых благородными устремлениями.
В Петербурге Брюллов создает замечательную галерею портретов русских писателей, художников, насчитывающую около восьмидесяти работ. К ним примыкает и портрет малоизвестного в настоящее время литератора Ивана Александровича Бека. Знакомство Брюллова и Бека могло состояться в кругу литератора Кукольника, сыгравшего значительную роль в сближении художника с петербургскими литераторами. Свободные поэтические импровизации Кукольника, искрометный гений композитора Глинки, остроумие Сенковского, несомненно, привлекали Брюллова — большого любителя музыки, литературы — и делали возможным его участие в так называемых «средах». Иван Александрович Бек тоже изредка посещал эти вечера.
Портрет литератора отличается достаточно проницательным и вместе с тем поэтическим восприятием внутреннего мира модели. Художник тонко улавливает мечтательность и внутреннюю беззащитность Бека, которую портретируемый пытается скрыть под еле заметным налетом скептицизма.
В настоящее время впечатление от композиционного замысла портрета искажено. Сейчас картина имеет прямоугольную форму, хотя Брюллов писал ее для восьмиугольной рамы. Этот выбор не был случайным. Если мысленно вернуть портрету его прежнюю форму, то образ становится богаче и сложнее, а композиция приобретает большую замкнутость и цельность.
В Петербурге Брюллов создает замечательную галерею портретов русских писателей, художников, насчитывающую около восьмидесяти работ. К ним примыкает и портрет малоизвестного в настоящее время литератора Ивана Александровича Бека. Знакомство Брюллова и Бека могло состояться в кругу литератора Кукольника, сыгравшего значительную роль в сближении художника с петербургскими литераторами. Свободные поэтические импровизации Кукольника, искрометный гений композитора Глинки, остроумие Сенковского, несомненно, привлекали Брюллова — большого любителя музыки, литературы — и делали возможным его участие в так называемых «средах». Иван Александрович Бек тоже изредка посещал эти вечера.
Портрет литератора отличается достаточно проницательным и вместе с тем поэтическим восприятием внутреннего мира модели. Художник тонко улавливает мечтательность и внутреннюю беззащитность Бека, которую портретируемый пытается скрыть под еле заметным налетом скептицизма.
В настоящее время впечатление от композиционного замысла портрета искажено. Сейчас картина имеет прямоугольную форму, хотя Брюллов писал ее для восьмиугольной рамы. Этот выбор не был случайным. Если мысленно вернуть портрету его прежнюю форму, то образ становится богаче и сложнее, а композиция приобретает большую замкнутость и цельность.