Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское, западноевропейское искусство XVI–XX вв.»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Эскиз «Последний день Помпеи»

Время создания
первая половина XIX века
Размер
50x70 см
Техника
бумага, карандаш
1
Открыть в приложении
#2
Это произведение поступило в Муромский музей в 1918 г. как часть коллекции графов Уваровых. Его автор Карл Брюллов (1799–1852) — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма. В 10 лет его без экзаменов зачислили в петербургскую Академию художеств. За выпускную работу в 1821 году он получил Большую золотую медаль и право на стажировку в Италии. В этой стране живописец прожил 14 лет, здесь в течение трех лет писал свое знаменитое грандиозное полотно «Последний день Помпеи», успех которой был ошеломляющим. Итальянцы буквально ломились в брюлловскую мастерскую, чтобы хоть краешком глаза увидеть шедевр. Возвращение в Россию вместе с его детищем стало воистину триумфом русского изобразительного искусства. Е. А. Баратынский приветствовал прославленное полотно стихами: «И был последний день Помпеи для русской кисти первый день!». Н.В. Гоголь называл картину «всемирным созданием».
 
Сюжет картины рассказывает о знаменитой трагедии Римской империи, когда 24 августа 79 года, во время извержение вулкана Везувий, погибло четыре города — Помпеи, Геркуланум, Стабии и Оплотния. 

Только в начале XIX века, после того как руины Помпеи открыли археологи, масштаб той трагедии предстал перед современниками. Размер картины Брюллова 456,5×651 см, она хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Один из самых известных живописных эскизов к ней хранится там же. 

Карл Брюллов в письме к брату Фёдору упоминает «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской». К сложной многофигурной композиции было выполнено множество эскизов в разных техниках. Предполагается, что наш карандашный рисунок был подарен самим автором, графине Екатерине Алексеевне Уваровой (урожденной Разумовской), жене министра просвещения С.С. Уварова, с которой художник познакомился во время ее путешествия по Италии. 

Этот эскиз во многом совпадает с итоговой композицией. Каждая группа людей, изображенных на картине, объединена в отдельный сюжет. Так, спасаясь от надвигающейся лавы, мать стремится укрыть детей, сыновья на своих плечах уносят старика-отца, а жених бережно поддерживает свою бесчувственную невесту. Немощная мать убеждает сына не обременять себя, а отец семейства тщетным движением пытается укрыть своих близких. Но вот всадник, у которого спастись шансов куда больше, чем у других, мчит во весь опор, не желая никому помочь. И жрец, которого привыкли слушать и которому верили, трусливо покидает гибнущий город, надеясь остаться незамеченным.

Карандашный эскиз из Муромского музея находился в довольно плачевном состоянии. Прямо в самом центре эскиза была порвана бумага. В 1980-х годах рисунок был отреставрирован в мастерских Грабаря. А когда зимою 1996 года была открыта Художественная галерея в Муроме, эскиз Брюллова занял свое место в одном из ее залов.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Эскиз «Последний день Помпеи»

Время создания
первая половина XIX века
Размер
50x70 см
Техника
бумага, карандаш
1

Брюллов К.П. Коллекция работ

Портрет графа В.А. Мусина-Пушкина
Портрет графа В.А. Мусина-Пушкина
Художественная культура Русского Севера
Всадница
Всадница
Культура.РФ
Портрет М.А. Бек
Портрет М.А. Бек
Культура.РФ
Сон монашенки
Сон монашенки
Государственный Русский музей
Итальянский полдень
Итальянский полдень
Культура.РФ
Портрет архитектора А.М. Болотова
Портрет архитектора А.М. Болотова
Вятский художественный музей
Портрет О.Н. Романовой
Портрет О.Н. Романовой
Челябинский музей изобразительных искусств
Портрет Александры Фёдоровны
Портрет Александры Фёдоровны
Воронежский музей им. И.Н. Крамского
Автопортрет
Автопортрет
Государственный художественный музей Югры
Портрет А.П. Брюллова
Портрет А.П. Брюллова
Государственный Русский музей
Портрет великой княгини Елены Павловны
Портрет великой княгини Елены Павловны
Художественная культура Русского Севера
Портрет великой княгини Елены Павловны
Портрет великой княгини Елены Павловны
Культура.РФ
Портрет писателя  А.Н.Струговщикова
Портрет писателя А.Н.Струговщикова
Выставочный зал-музей «Загорье»
Эдип и Антигона
Эдип и Антигона
Музейный комплекс им. И.Я. Словцова
Портрет П.В. Кукольника
Портрет П.В. Кукольника
Ульяновский областной художественный музей
Итальянка у бассейна
Итальянка у бассейна
Дагестанский музей изобразительных искусств
Последний день Помпеи
Последний день Помпеи
Государственный Русский музей
Апостол Павел
Апостол Павел
Новосибирский художественный музей
Политическая манифестация в Риме
Политическая манифестация в Риме
Тамбовская областная картинная галерея
Итальянский полдень
Итальянский полдень
Выставочный зал-музей «Загорье»
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%