Это произведение поступило в Муромский музей в 1918 г. как часть коллекции графов Уваровых. Его автор Карл Брюллов (1799–1852) — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма. В 10 лет его без экзаменов зачислили в петербургскую Академию художеств. За выпускную работу в 1821 году он получил Большую золотую медаль и право на стажировку в Италии. В этой стране живописец прожил 14 лет, здесь в течение трех лет писал свое знаменитое грандиозное полотно «Последний день Помпеи», успех которой был ошеломляющим. Итальянцы буквально ломились в брюлловскую мастерскую, чтобы хоть краешком глаза увидеть шедевр. Возвращение в Россию вместе с его детищем стало воистину триумфом русского изобразительного искусства. Е. А. Баратынский приветствовал прославленное полотно стихами: «И был последний день Помпеи для русской кисти первый день!». Н.В. Гоголь называл картину «всемирным созданием».
Сюжет картины рассказывает о знаменитой трагедии Римской империи, когда 24 августа 79 года, во время извержение вулкана Везувий, погибло четыре города — Помпеи, Геркуланум, Стабии и Оплотния.
Сюжет картины рассказывает о знаменитой трагедии Римской империи, когда 24 августа 79 года, во время извержение вулкана Везувий, погибло четыре города — Помпеи, Геркуланум, Стабии и Оплотния.
Только в начале XIX века, после того как руины Помпеи открыли археологи, масштаб той трагедии предстал перед современниками. Размер картины Брюллова 456,5×651 см, она хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Один из самых известных живописных эскизов к ней хранится там же.
Карл Брюллов в письме к брату Фёдору упоминает «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской». К сложной многофигурной композиции было выполнено множество эскизов в разных техниках. Предполагается, что наш карандашный рисунок был подарен самим автором, графине Екатерине Алексеевне Уваровой (урожденной Разумовской), жене министра просвещения С.С. Уварова, с которой художник познакомился во время ее путешествия по Италии.
Этот эскиз во многом совпадает с итоговой композицией. Каждая группа людей, изображенных на картине, объединена в отдельный сюжет. Так, спасаясь от надвигающейся лавы, мать стремится укрыть детей, сыновья на своих плечах уносят старика-отца, а жених бережно поддерживает свою бесчувственную невесту. Немощная мать убеждает сына не обременять себя, а отец семейства тщетным движением пытается укрыть своих близких. Но вот всадник, у которого спастись шансов куда больше, чем у других, мчит во весь опор, не желая никому помочь. И жрец, которого привыкли слушать и которому верили, трусливо покидает гибнущий город, надеясь остаться незамеченным.
Карандашный эскиз из Муромского музея находился в довольно плачевном состоянии. Прямо в самом центре эскиза была порвана бумага. В 1980-х годах рисунок был отреставрирован в мастерских Грабаря. А когда зимою 1996 года была открыта Художественная галерея в Муроме, эскиз Брюллова занял свое место в одном из ее залов.