Святитель Феофан Затворник так пересказал сюжет «преназидательной» поэмы Жуковского:
«Пери-дух, один из увлеченных к отпадению от Бога, опомнился и воротился в рай. Но, прилетев к дверям его, находит их запертыми. Ангел, страж их, говорит ему: — Есть надежда, что войдешь, но принеси достойный дар… Пери опять на землю. Нашел кого-то кающегося. Взял его слезу и несет. И прежде чем приблизиться к Раю, все двери уже были открыты для него. Так вот какую слезку извольте принести Господу. Радость бывает на Небе, когда кто плачет и сокрушается, чувствуя себя грешным. И се — благонадежнейший нам путь».
На фоне картины Брюллов изобразил минарет — башню мечети, с которой муэдзин призывает верующих на молитву. При работе над полотном художник обратился к своим эскизам и зарисовкам, которые создал в Константинополе, где в 1835 году провел три месяца в резиденции русского посланника. Художник написал множество работ на восточные темы, как реалистичных, так и фантастических. Так, после путешествия по Турции он создал полотна «Бахчисарайский фонтан», «Турчанка», «В гареме», «Любовное свидание в Константинополе».
Брюллов часто писал работы за один сеанс подвижным корпусным мазком, подернутым лессировками. Критики отмечали колорит его картин и яркие цвета. Современники говорили, что русская живопись с появлением Брюллова стала избавляться от «робости и черноты красок».