Карл Павлович Брюллов (при рождении и до 1822 года — Брюлло), русский живописец и рисовальщик, наиболее известный представитель художественной династии Брюлловых и один из главных художников позднего русского классицизма первой половины ХIХ века.
Портрет Здекауэра Н.Ф. поступил в 1919 году из коллекции Епархиального архитектора Анатолия Подчекаева, связанного судьбой с псковской землей: он родился в Опочке, учился в Пскове, позже уехал в Варшаву и длительное время жил в Риге. Им спроектированы здания Мариинской гимназии в Пскове, кирха Св. Петра в Печорах и многочисленные здания в Эстонии. Похоронен Анатолий Подчекаев в Тарту.
Карл Брюллов написал портрет своего лечащего врача за несколько лет до своего ухода. Николай Федорович (1815–1898), врач-терапевт, доктор медицины. Основатель общества «Народное здравие», лейб-медик, лечащий врач художника. Портретируемый изображен с орденом Св. Анны 1-й степени. Художник пишет портрет Здекауэра с большой внимательностью и любовью. Он показан не позирующим для портрета: герой спокоен и сосредоточен, брови чуть нахмурены, голова склонена к плечу, словно решая трудный вопрос, обращается взором к художнику. Чувствуется сильный, жизненно-выразительный характер.
Портрет может быть отнесен к числу лучших работ художника. В нём Брюллов обнаружил свои окрепшие профессиональные знания и умение воспроизвести жизненно-правдивый облик человека. Тонко и выразительно передал художник живое лицо своего врача. Непринуждённая поза героя, взгляд, губы, чуть тронутые улыбкой, молодят.
Карл, выехавший на лечение, хорошо знал о близости своей смерти. Однажды разговаривая с итальянским доктором Тавацци, Брюллов сказал:
Я скоро умру, доктор З., который лечил меня в Петербурге и, которому я очень верю, сказал мне откровенно, что с моей болезнью, я не проживу и пяти лет, а в этом году оканчивается определенный им срок.
Художник умер в июне 1852 года через несколько недель после этого разговора. Гениальный Брюллов сумел прочувствовать и изобразить сильный и жизненно-выразительный характер. В строгой манере, говорящей о тонком вкусе и гармонии колорита, мастерски показал одухотворенность образа персонажа.