Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Значимые предметы экспозиции»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Портрет Петра Алексеевича Оленина

Время создания
1821–1822 гг.
Место создания
Санкт-Петербург
Размер
17,7x14,4 см
Техника
бумага, акварель
0
Открыть в приложении
#3

Петр Алексеевич Оленин (21.12.1794–22.08.1868) — второй сын Алексея Николаевича и Елизаветы Марковны Олениных, как и его старший брат Николай, вскоре после рождения определен в лейб-гвардии Семеновский полк и «отпущен» в дом родителей до совершеннолетия.


9-го марта 1812 года, в день начала похода полка к западным границам, произведен в прапорщики. Во время ретирады русской армии от Вильно до села Бородино принимал участие во всех делах против неприятеля, в которых участвовал полк.

#4

26-го августа в Бородинском сражении получил сильную контузию и до декабря 1813 года находился в отпуске для излечения ран. Вернувшись в полк, участвовал в сражении под Фер-Шампенуазом, а 18-го марта 1814 года — во взятии Парижа. По окончании военных действий продолжил службу в оккупационном корпусе. В 1818 году был адъютантом командующего корпусом графа М.С. Воронцова.

После отпуска для излечения и поездки в Италию, в декабре 1819 года произведен в штабс-капитаны и назначен адъютантом к генералу от инфантерии П.П. Коновницыну. После знаменитой Семеновской истории и раскассирования полка 24-го января 1821 года переведен в лейб-гвардии Егерский полк, оставаясь адъютантом П.П. Коновницына. 6-го июня 1822 года произведен в капитаны.


Именно в этот период жизни и службы Петр Оленин запечатлен на акварели Карла Брюллова. Перед нами молодой гвардейский офицер в расстегнутом адъютантском мундире с серебряными петлицами на красном воротнике, эполетами и аксельбантом. Фигура сильно развернута вправо, кроме того, нижняя часть изображения не прописана, поэтому награды на левой стороне груди не видны.


Как известно, после окончания Академии Художеств в сентябре 1821 года, Карл Брюллов, как первый ученик, получил право на заграничную поездку в качестве пенсионера АХ, однако в тот момент Академия не имела на это средств. Поэтому президент А.Н. Оленин предложил Карлу и Александру Брюлловым остаться на пенсионерство при Академии на три года, что вызвало у них возмущение и решительный отказ. Однако вскоре отношения наладились, братья Брюлловы стали бывать в доме Олениных. Думается, общение с Петром Алексеевичем, не так давно побывавшим в Италии, вошедшим в круг пребывавших там молодых русских художников, и даже начавшим собственные занятия живописью, могло быть для братьев особенно интересным. Логично предположить, что именно в результате такого общения рождается запечатленный на акварели образ.


Несколько слов о дальнейшей судьбе Петра Оленина: в январе 1824 года определен подполковником в Корпус инженеров путей сообщения с назначением адъютантом к Главноуправляющему Корпусом герцогу Александру Вюртембергскому, в августе 1826-го — произведен в полковники, в июне 1830-го — прикомандирован к Инспекции дорог. 8-го января 1833 года вышел в отставку по болезни с производством в генерал-майоры.


К этому моменту Петр Алексеевич уже имел семью: 11 января 1831 года он женился на Марии Сергеевне Львовой (1810—1899), дочери Новоторжского предводителя дворянства Сергея Дмитриевича Львова и его супруги Татьяны Петровны, урожденной Полторацкой. В 1832 году родилась дочь Елизавета, а 1-го февраля 1833-го — сын Алексей. После отставки молодая семья поселилась в Новоторжском уезде Тверской губернии, в усадьбе Машук. В течение следующих лет родились еще трое сыновей — Сергей, Николай и Евгений, и дочь, названная Татьяной.


Не оставлял Петр Оленин и занятий живописью. Еще 16 сентября 1825 года он был «принят в назначенные» Академии Художеств за портрет И.А. Крылова, а 17 сентября 1827-го — «в почетные вольные общники» АХ. Кроме Крылова, портретировал близких к дому Олениных Н.И. Гнедича, А.И. Ермолаева, индуса Нам-Джоги-Алана, копировал портреты А.Н. Оленина и П.П. Коновницына работы А.Г. Варнека. Сохранились его рисунки в семейных альбомах, портреты неизвестных из окружения семьи или сослуживцев.


Нельзя не отметить, что отношение Петра Оленина к Карлу Брюллову, судя по трем его письмам, сохранившимся в архиве художника, отличалось восторженностью и романтичностью. Так, в письме от 24 января 1849 года читаем: «Мало кто Вас так, а может быть и никто, как я Вас люблю, гений души моей. Я ведь в Вас не вижу себе соперника по живописи, а зрю в Вас человека, делающего славу моей отчизны, да я так живопись люблю, что я готов у Вас ручки целовать за всякую, произведенную дланью Вашею картину». А в апреле 1851-го, передавая письмо с оказией за границу, Петр Алексеевич пишет: 

#6

Любезнейший друг Карл Павлович. Вы позволите мне им быть, я это поставляю себе в честь. <…> … я давно горжусь за всю Россию, что в недрах ее есть диамант, наша гора света, Карл Павлович Брюллов. Вы не по одной живописи блестите, ум-то, ум-то какой у Вас. Ох, как боги Олимпа Вас наградили.

#5


Представленный в нашей экспозиции портрет приобретен первым директором музея Л.В. Тимофеевым в 1970 году через московского коллекционера Ю.Б. Шмарова у Анны Сергеевны Булашевич, урожденной Олениной (1896–1989), правнучки Петра Алексеевича.

Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Портрет Петра Алексеевича Оленина

Время создания
1821–1822 гг.
Место создания
Санкт-Петербург
Размер
17,7x14,4 см
Техника
бумага, акварель
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Брюллов К.П. Коллекция работ

Перовский Василий Алексеевич
Перовский Василий Алексеевич
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Портрет Александры Фёдоровны
Портрет Александры Фёдоровны
Воронежский музей им. И.Н. Крамского
Политическая манифестация в Риме
Политическая манифестация в Риме
Тамбовская областная картинная галерея
Итальянский полдень
Итальянский полдень
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Затмение солнца
Затмение солнца
Новосибирский художественный музей
Эдип и Антигона
Эдип и Антигона
Музейный комплекс им. И.Я. Словцова
Портрет великой княгини Елены Павловны
Портрет великой княгини Елены Павловны
Художественная культура Русского Севера
Портрет А.П. Брюллова
Портрет А.П. Брюллова
Государственный Русский музей
Портрет графа К.А. Поццо ди Борго
Портрет графа К.А. Поццо ди Борго
Радищевский музей
Эскиз «Последний день Помпеи»
Эскиз «Последний день Помпеи»
Муромский историко-художественный музей
Портрет П.В. Кукольника
Портрет П.В. Кукольника
Ульяновский областной художественный музей
Портрет писателя  А.Н.Струговщикова
Портрет писателя А.Н.Струговщикова
Выставочный зал-музей «Загорье»
Сон монашенки
Сон монашенки
Государственный Русский музей
Апостол Петр
Апостол Петр
Ростовский музей изобразительных искусств
Автопортрет
Автопортрет
Государственный художественный музей Югры
Портрет И.А. Бека
Портрет И.А. Бека
Радищевский музей
Итальянский полдень
Итальянский полдень
Выставочный зал-музей «Загорье»
Последний день Помпеи
Последний день Помпеи
Государственный Русский музей
Апостол Павел
Апостол Павел
Новосибирский художественный музей
Пери и Ангел
Пери и Ангел
Музей имени И.И. Машкова
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%