Карл Брюллов известен прежде всего своей драматической картиной «Последний день Помпеи». Но, помимо исторических сюжетов, он писал также портреты и сюжеты из Италии, где прожил больше десяти лет.
Персона
Брюллов Карл Павлович
Годы жизни: 1799—1852
#18
#19
Студент Академии художеств
#20
Карл Брюллов родился в Санкт-Петербурге в 1799 году. Его отец был скульптором и художником, он учил сына рисованию. В десять лет Брюллов без экзаменов поступил в Императорскую Академию художеств. В учебе он заметно опережал сверстников, преподаватели разрешали ему самостоятельно писать картины, когда другие ученики еще делали копии. Первая работа Брюллова называлась «Гений искусства» и опиралась на сюжет из греческой мифологии. Автор изобразил юношу с лирой, у ног которого лежала голова троянского жреца Лаокоона.
В 1821 году Брюллов окончил Академию. Его выпускной работой стала картина на библейский сюжет «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». Над холстом художник работал долго и тщательно, много раз переписывал отдельные участки. Совет Академии высоко оценил полотно и присудил за него Большую золотую медаль. «Явление» представили на выставке в Академии художеств. Зрители тепло приняли картину, в газетах писали о богатой композиции и живых красках.
В 1821 году Брюллов окончил Академию. Его выпускной работой стала картина на библейский сюжет «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». Над холстом художник работал долго и тщательно, много раз переписывал отдельные участки. Совет Академии высоко оценил полотно и присудил за него Большую золотую медаль. «Явление» представили на выставке в Академии художеств. Зрители тепло приняли картину, в газетах писали о богатой композиции и живых красках.
#21
Итальянские красавицы
#22
В 1822 году на средства Общества поощрения художников Брюллов уехал в Европу, чтобы изучать искусство и совершенствоваться в мастерстве. По пути он останавливался в разных городах и знакомился с европейским искусством.
В 1823 году живописец прибыл в Рим. Вскоре он принялся за заказные портреты, работал акварельными и масляными красками. Художник писал и жанровые картины — сценки из повседневной жизни. Брюллов запечатлевал людей за повседневными занятиями: его герои веселились, молились, укладывали спать детей, танцевали, работали в саду. Одна из подобных картин называется «Итальянское утро», на ней изображена юная девушка у фонтана за умыванием. Художник отправил холст в Россию, а Общество поощрения художников подарило картину супруге императора Николая I — Александре Федоровне.
Государь наградил живописца за полотно ценным подарком — бриллиантовым перстнем — и повелел создать парную картину. Так появился «Итальянский полдень». У произведения есть и другое название — «Итальянка, снимающая виноград». Художник изобразил женщину характерной южной красоты с крупной кистью ягод.
В Риме Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Самойловой. В ее окружение входили люди искусства, она покровительствовала художникам. Самойлова познакомила художника с состоятельными итальянцами и местной знатью, что обеспечило ему доход от работы над парадными портретами. Часто писал он и саму графиню. По ее же заказу художник создал полотно «Всадница», на котором изобразил воспитанниц Самойловой — Джованнину и Амацилию.
В 1823 году живописец прибыл в Рим. Вскоре он принялся за заказные портреты, работал акварельными и масляными красками. Художник писал и жанровые картины — сценки из повседневной жизни. Брюллов запечатлевал людей за повседневными занятиями: его герои веселились, молились, укладывали спать детей, танцевали, работали в саду. Одна из подобных картин называется «Итальянское утро», на ней изображена юная девушка у фонтана за умыванием. Художник отправил холст в Россию, а Общество поощрения художников подарило картину супруге императора Николая I — Александре Федоровне.
Государь наградил живописца за полотно ценным подарком — бриллиантовым перстнем — и повелел создать парную картину. Так появился «Итальянский полдень». У произведения есть и другое название — «Итальянка, снимающая виноград». Художник изобразил женщину характерной южной красоты с крупной кистью ягод.
В Риме Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Самойловой. В ее окружение входили люди искусства, она покровительствовала художникам. Самойлова познакомила художника с состоятельными итальянцами и местной знатью, что обеспечило ему доход от работы над парадными портретами. Часто писал он и саму графиню. По ее же заказу художник создал полотно «Всадница», на котором изобразил воспитанниц Самойловой — Джованнину и Амацилию.
#23
Историческая живопись: «Последний день Помпеи»
#24
В 1827 году художник побывал на раскопках древнеримского города Помпеи неподалеку от Неаполя. В 79 году произошло извержение вулкана Везувий и город оказался погребен под толстым слоем пепла. В нем на многие столетия сохранились дома и улицы, обстановка внутри жилищ, останки людей и животных.
Брюллов задумал масштабное многофигурное полотно, посвященное этой трагедии. Во время поездки он делал натурные наброски и подготовительные рисунки. На протяжении шести лет художник писал картину «Последний день Помпеи», изучал исторические источники и записки очевидцев, которые сохранились в памятниках письменности.
Брюллов задумал масштабное многофигурное полотно, посвященное этой трагедии. Во время поездки он делал натурные наброски и подготовительные рисунки. На протяжении шести лет художник писал картину «Последний день Помпеи», изучал исторические источники и записки очевидцев, которые сохранились в памятниках письменности.
#25
5a7ad4aabeb40b0b0f1d9749-middle.jpg
«Последний день Помпеи»
#26
Полотно впервые показали в римской мастерской живописца. Картина стала сенсацией, посмотреть ее приезжали даже из других стран. В газетах Брюллова сравнивали с мастерами Возрождения — Рафаэлем и Тицианом. Холст отправили на выставку в Париж, а затем в Петербург. Николай I после осмотра картины пригласил художника вернуться в Россию для личной встречи. «Последний день Помпеи» выставляли в Эрмитаже и в Академии художеств, ее могли увидеть как знатные люди, так и купцы или мастеровые.
#27
XelsKyVXdwA.jpeg
«Смерть Инессы де Кастро»
В 1834 году Карл Брюллов начал работу над еще одной картиной на историческую тему — «Смерть Инессы де Кастро». Героиней полотна стала фаворитка, а затем супруга португальского принца Педру, жившая в XIV веке. Инессу де Кастро убили придворные с согласия короля, чтобы ее дети не претендовали на престол. Масштабное полотно размером почти два на три метра Брюллов написал за рекордно короткий срок — меньше чем за три недели.
#29
Профессор Академии и портретист
#30
Брюллов провел в Италии 12 лет. За это время он создал более ста парадных и камерных портретов итальянской и русской знати, а также деятелей искусств. В 1835 году художник покинул страну и отправился в Грецию, а затем в Малую Азию. В поездке Брюллов писал акварелью портреты и пейзажи. Однако в пути он подхватил сильную простуду и вскоре вынужден был отказаться от дальнейшего путешествия.
В 1835 году Брюллов приехал в Москву. В городе его приняли как именитого художника, в его честь в знатных домах устраивали приемы. Спустя год Брюллов стал профессором Академии художеств в Петербурге и возглавил класс исторической живописи. В столице живописец работал над портретами современников, запечатлел писателей Василия Жуковского, Антония Погорельского, Алексея Толстого, своего брата Александра Брюллова и графиню Юлию Самойлову с воспитанницей.
В 1843 году Карл Брюллов принялся за масштабный заказ — расписывал купол Исаакиевского собора. Собор недавно возвели, штукатурка просохла не до конца, отчего краски отслаивались и некоторые части приходилось переписывать. В холодном помещении было влажно, живописец сильно заболел и был вынужден оставить работу. Росписи купола закончил художник Петр Басин.
В 1849 году Брюллов уехал на лечение в Европу. Он посетил Бельгию и Англию, встречался с художниками и деятелями культуры. Из Лиссабона живописец отправился на остров Мадейра в Атлантическом океане. Там он писал портреты русской знати, приезжавшей поправить здоровье на курорте.
Последние годы жизни Брюллов провел в Италии. Художник умер в 1852 году в местечке Манциана неподалеку от Рима.
В 1835 году Брюллов приехал в Москву. В городе его приняли как именитого художника, в его честь в знатных домах устраивали приемы. Спустя год Брюллов стал профессором Академии художеств в Петербурге и возглавил класс исторической живописи. В столице живописец работал над портретами современников, запечатлел писателей Василия Жуковского, Антония Погорельского, Алексея Толстого, своего брата Александра Брюллова и графиню Юлию Самойлову с воспитанницей.
В 1843 году Карл Брюллов принялся за масштабный заказ — расписывал купол Исаакиевского собора. Собор недавно возвели, штукатурка просохла не до конца, отчего краски отслаивались и некоторые части приходилось переписывать. В холодном помещении было влажно, живописец сильно заболел и был вынужден оставить работу. Росписи купола закончил художник Петр Басин.
В 1849 году Брюллов уехал на лечение в Европу. Он посетил Бельгию и Англию, встречался с художниками и деятелями культуры. Из Лиссабона живописец отправился на остров Мадейра в Атлантическом океане. Там он писал портреты русской знати, приезжавшей поправить здоровье на курорте.
Последние годы жизни Брюллов провел в Италии. Художник умер в 1852 году в местечке Манциана неподалеку от Рима.
#1
К.П. Брюллов
«Автопортрет» (1848)
читать дальшескрыть