Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры Русского музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Последний день Помпеи

Время создания
1833 год
Размер
456,5x651 см
Техника
Холст, масло
181
Открыть в приложении
#9
Карл Брюллов, выпускник Академии художеств, жил и работал в Италии с 1822 года двенадцать лет. Летом 1827 года живописец побывал на раскопках Помпей. Его глубоко впечатлили виды и история города, разрушенного извержением Везувия. Тогда он и замыслил масштабное многофигурное произведение — «Последний день Помпеи».
#13
Сюжет полотна нетипичен для исторической живописи классицизма. На фоне катастрофы разворачиваются личные истории, полные страха, отчаяния, любви. Брюллов показал, как стихийное бедствие отразилось на целом народе, людях разных возрастов и сословий. Всё это — черты уже нового направления — романтизма.

С неба падает пепел, рушатся здания, но несмотря на это, герои стремятся помочь близким. Мы видим молодую семью с детьми, мать, укрывающую дочерей. Двое братьев несут пожилого отца, а жених — невесту. Произведение демонстрирует, по словам Николая Гоголя, «верховное, физическое и нравственное совершенство» человека.
#11
Художник хотел не просто написать картину на историческую тему, а задокументировать реальное событие прошлого. Брюллов тщательно изучал источники, среди которых — письма очевидца, писателя Плиния Младшего. Кувшины, стулья, украшения, обломки колесницы — это изображения предметов, найденных на раскопках.
#12
Брюллов К. П. Последний день Помпеи. 1833. (Фрагменты)
#14
Автор в точности изобразил и место: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя». Действие происходит у Геркуланских ворот Помпей, за которыми начиналась «Дорога гробниц» — некрополь.
#15
С 79 года и до начала первых раскопок в 1748 году Помпеи были погребены под слоем вулканического пепла. Он «законсервировал» не только здания и предметы, но и останки людей. Фигуры в композиции Брюллова повторяют реальные позы помпейцев, не успевших спастись от бедствия.

Лица героев художник писал со своих современников. Прообразом мужчины, укрывающего семью плащом, был итальянец Доменико Марини. Черты любимой музы автора, графини Юлии Самойловой, можно увидеть сразу в нескольких героинях: матери с двумя дочерьми, упавшей с колесницы, женщины с семьёй в центре композиции.
#16
Подражая мастерам Возрождения, живописец изобразил на полотне и себя. Герой держит на голове ящик с кистями и заворожённо смотрит в сторону извержения. Девушка с кувшином справа от него — либо известная натурщица Виттория Кальдони, либо графиня Самойлова. Она единственная, кто смотрит прямо на зрителей.
#21
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Эскиз. Бумага, перо. 1827–1828. Государственный Русский музей.
Брюллов проделал огромную работу за шесть лет: написал десятки эскизов и этюдов с натуры, много раз менял положение персонажей в поисках идеальной композиции. В 1833 году «Последний день Помпеи» выставили в Риме, о событии говорил весь город. В Париже картина получила золотую медаль.
#19
В 1834 году полотно привезли в Петербург, где оно также пользовалось невероятным успехом. Пушкин посвятил ему одно из своих стихотворений, а Гоголь написал подробную статью. Академия художеств признала «Последний день Помпеи» лучшей картиной XIX века, и многих деятелей искусства она вдохновила на создание своих произведений.
Черновик стихотворения Александра Пушкина «Везувий зев открыл». 1834. Источник: ru.wikipedia.org.
#22
#20
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Последний день Помпеи

Время создания
1833 год
Размер
456,5x651 см
Техника
Холст, масло
181
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Брюллов К.П. Коллекция работ

Итальянский полдень
Итальянский полдень
Выставочный зал-музей «Загорье»
Затмение солнца
Затмение солнца
Новосибирский художественный музей
Портрет П.В. Кукольника
Портрет П.В. Кукольника
Ульяновский областной художественный музей
Апостол Петр
Апостол Петр
Ростовский музей изобразительных искусств
Портрет графа К.А. Поццо ди Борго
Портрет графа К.А. Поццо ди Борго
Радищевский музей
Автопортрет
Автопортрет
Государственный художественный музей Югры
Портрет Александры Фёдоровны
Портрет Александры Фёдоровны
Воронежский музей им. И.Н. Крамского
Апостол Павел
Апостол Павел
Новосибирский художественный музей
Пери и Ангел
Пери и Ангел
Музей имени И.И. Машкова
Портрет П.С. Строганова
Портрет П.С. Строганова
Тамбовская областная картинная галерея
Портрет И.А. Бека
Портрет И.А. Бека
Радищевский музей
Портрет О.Н. Романовой
Портрет О.Н. Романовой
Челябинский музей изобразительных искусств
Сон монашенки
Сон монашенки
Государственный Русский музей
Эдип и Антигона
Эдип и Антигона
Музейный комплекс им. И.Я. Словцова
Итальянка у бассейна
Итальянка у бассейна
Дагестанский музей изобразительных искусств
Портрет графа В.А. Мусина-Пушкина
Портрет графа В.А. Мусина-Пушкина
Художественная культура Русского Севера
Портрет великой княгини Елены Павловны
Портрет великой княгини Елены Павловны
Художественная культура Русского Севера
Портрет А.П. Брюллова
Портрет А.П. Брюллова
Государственный Русский музей
Итальянский полдень
Итальянский полдень
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Перовский Василий Алексеевич
Перовский Василий Алексеевич
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%