Карл Брюллов, выпускник Академии художеств, жил и работал в Италии с 1822 года двенадцать лет. Летом 1827 года живописец побывал на раскопках Помпей. Его глубоко впечатлили виды и история города, разрушенного извержением Везувия. Тогда он и замыслил масштабное многофигурное произведение — «Последний день Помпеи».
1 / 3
Последний день Помпеи
Время создания
1833 год
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
190
Открыть в приложении#9
#13
Сюжет полотна нетипичен для исторической живописи классицизма. На фоне катастрофы разворачиваются личные истории, полные страха, отчаяния, любви. Брюллов показал, как стихийное бедствие отразилось на целом народе, людях разных возрастов и сословий. Всё это — черты уже нового направления — романтизма.
С неба падает пепел, рушатся здания, но несмотря на это, герои стремятся помочь близким. Мы видим молодую семью с детьми, мать, укрывающую дочерей. Двое братьев несут пожилого отца, а жених — невесту. Произведение демонстрирует, по словам Николая Гоголя, «верховное, физическое и нравственное совершенство» человека.
#11
Художник хотел не просто написать картину на историческую тему, а задокументировать реальное событие прошлого. Брюллов тщательно изучал источники, среди которых — письма очевидца, писателя Плиния Младшего. Кувшины, стулья, украшения, обломки колесницы — это изображения предметов, найденных на раскопках.
#12
Брюллов К. П. Последний день Помпеи. 1833. (Фрагменты)
#14
Автор в точности изобразил и место: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя». Действие происходит у Геркуланских ворот Помпей, за которыми начиналась «Дорога гробниц» — некрополь.
#15
С 79 года и до начала первых раскопок в 1748 году Помпеи были погребены под слоем вулканического пепла. Он «законсервировал» не только здания и предметы, но и останки людей. Фигуры в композиции Брюллова повторяют реальные позы помпейцев, не успевших спастись от бедствия.
Лица героев художник писал со своих современников. Прообразом мужчины, укрывающего семью плащом, был итальянец Доменико Марини. Черты любимой музы автора, графини Юлии Самойловой, можно увидеть сразу в нескольких героинях: матери с двумя дочерьми, упавшей с колесницы, женщины с семьёй в центре композиции.
#16
Подражая мастерам Возрождения, живописец изобразил на полотне и себя. Герой держит на голове ящик с кистями и заворожённо смотрит в сторону извержения. Девушка с кувшином справа от него — либо известная натурщица Виттория Кальдони, либо графиня Самойлова. Она единственная, кто смотрит прямо на зрителей.
#21
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Эскиз. Бумага, перо. 1827–1828. Государственный Русский музей.
Брюллов проделал огромную работу за шесть лет: написал десятки эскизов и этюдов с натуры, много раз менял положение персонажей в поисках идеальной композиции. В 1833 году «Последний день Помпеи» выставили в Риме, о событии говорил весь город. В Париже картина получила золотую медаль.
#19
В 1834 году полотно привезли в Петербург, где оно также пользовалось невероятным успехом. Пушкин посвятил ему одно из своих стихотворений, а Гоголь написал подробную статью. Академия художеств признала «Последний день Помпеи» лучшей картиной XIX века, и многих деятелей искусства она вдохновила на создание своих произведений.
Черновик стихотворения Александра Пушкина «Везувий зев открыл». 1834. Источник: ru.wikipedia.org.
#22
#20
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Последний день Помпеи
Время создания
1833 год
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
190
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться