Рисунок Брюллова — карикатура на тему монастырских нравов.
Здесь необходимо сразу отметить, что Брюллов в это время работал в Италии, где было достаточно много монастырей, а культура духовных монашеских орденов была действительно распространенной. Так что тема, избранная Брюлловым, был тогда понятной и популярной.
Тема рисунка очевидна: молодая монашка видит романтический сон. Трагикомизм здесь, конечно, заключается в том, что монахи и монашки принимали обет безбрачия. Но молодость — это молодость.
Брюллов изображает келью молодой монашки; сама она спит, а в эфемерном облаке мы видим образы ее сновидений. И это, конечно, романтическая встреча с кавалером, сопровождаемая любовными объятиями.
Оба они — и монашка, и кавалер изображены с карикатурной приторностью. Слева — пожилая монахиня, выходящая из кельи. Шутка здесь в том, что какими бы строгими ни были уставы монастырей, жизнь все равно берёт свое — хотя бы в виде сновидений, которые, как известно, исполняют желания хотя бы в виде грез.
Рисунок Брюллова задуман таким образом, чтобы зритель сразу понял, что дело происходит не в спальне обычного дома, а именно в келье монастыря. Поэтому в интерьере есть явные указания на это. Так на двери изображено красное сердце с терновым венцом — так называемое Святейшее Сердце Иисуса Христа, популярный в монастырях религиозный символ. Над дверью читается надпись Ora Pro Nobis — цитата из распева в честь Девы Марии — так называемой Лоретанской Литании. На одежде монахинь изображены соответствующие символы — Орудия Страстей: лестница, копье и гвозди, использованные во время казни Христа на кресте.