В Новосибирском художественном музее представлено три произведения Карла Брюллова. Среди них и эскиз «Затмение солнца. Прощание Дианы с Аполлоном». Сюжетом для этой работы послужило подлинное событие, произошедшее 16 июля 1851 года. Оно так увлекло художника, что он задумал посвятить ему картину и создал ряд эскизов маслом и несколько десятков набросков композиции.
В письме к редактору «Отечественных записок» от 31 июля 1852 года знаменитый художественный критик Владимир Стасов писал о «Затмении солнца» Брюллова: «Эскиз — аллегорическое представление прошлогоднего солнечного затмения. Аполлон — весь светлый, как ослепительное солнце, с пурпурным коротким плащом на плечах, стоящий посреди светового круга, как в сиянии, скачет на золотой колеснице своей в лазоревом небе. В этом небе перескочила ему дорогу, поверх его колесницы, бледно-томная сестра его Диана — луна, которой темную колесницу увлекает в быстром полете пара темных оленей. Здесь, на лету встретившись с братом, сестра обняла его за шею и целует, и перелетающее через солнце тело ее, минутно наклонившееся к губам светлого брата, застилает на мгновение блистающий свет его. Огненные лошади колесницы хотя не остановились и все-таки скачут летящими молниями, но шеи и головы их наклонились наравне с ногами, точно под какой-то налегшей на них тяжестью, глаза их яростно смотрят из-под этой тяжести…».
Воплощением астрономических явлений в образах божеств античной мифологии Брюллов уже пользовался в эскизах для росписей Пулковской обсерватории. В «Затмении солнца» художник выбрал сюжет, который в иносказательной форме утверждал победу тьмы над светом, смерти над жизнью.
Великий Карл — так еще при жизни называли современники замечательного русского художника Карла Павловича Брюллова. Многие были поражены его блистательным мастерством. Гоголь писал: «Его произведения первые, которые могут понимать (хотя неодинаково) и художник, имеющий высшее развитие вкуса, и не знающий, что такое художество. Они первые, которым сужден завидный удел пользоваться всемирною славою, и высшею степенью их есть до сих пор — „Последний день Помпеи“… У Брюллова является человек для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы. Страсти, чувства, верные, огненные, выражаются на таком прекрасном облике, в таком прекрасном человеке, что наслаждаешься до упоения».
В письме к редактору «Отечественных записок» от 31 июля 1852 года знаменитый художественный критик Владимир Стасов писал о «Затмении солнца» Брюллова: «Эскиз — аллегорическое представление прошлогоднего солнечного затмения. Аполлон — весь светлый, как ослепительное солнце, с пурпурным коротким плащом на плечах, стоящий посреди светового круга, как в сиянии, скачет на золотой колеснице своей в лазоревом небе. В этом небе перескочила ему дорогу, поверх его колесницы, бледно-томная сестра его Диана — луна, которой темную колесницу увлекает в быстром полете пара темных оленей. Здесь, на лету встретившись с братом, сестра обняла его за шею и целует, и перелетающее через солнце тело ее, минутно наклонившееся к губам светлого брата, застилает на мгновение блистающий свет его. Огненные лошади колесницы хотя не остановились и все-таки скачут летящими молниями, но шеи и головы их наклонились наравне с ногами, точно под какой-то налегшей на них тяжестью, глаза их яростно смотрят из-под этой тяжести…».
Воплощением астрономических явлений в образах божеств античной мифологии Брюллов уже пользовался в эскизах для росписей Пулковской обсерватории. В «Затмении солнца» художник выбрал сюжет, который в иносказательной форме утверждал победу тьмы над светом, смерти над жизнью.
Великий Карл — так еще при жизни называли современники замечательного русского художника Карла Павловича Брюллова. Многие были поражены его блистательным мастерством. Гоголь писал: «Его произведения первые, которые могут понимать (хотя неодинаково) и художник, имеющий высшее развитие вкуса, и не знающий, что такое художество. Они первые, которым сужден завидный удел пользоваться всемирною славою, и высшею степенью их есть до сих пор — „Последний день Помпеи“… У Брюллова является человек для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы. Страсти, чувства, верные, огненные, выражаются на таком прекрасном облике, в таком прекрасном человеке, что наслаждаешься до упоения».