Созданию этой картины предшествовала непростая задача: по желанию Николая I работа должна была стать парной к композиции «Итальянское утро», исполненной Карлом Брюлловым четырьмя годами ранее, в 1823 году, и подаренной Обществом поощрения художников супруге монарха императрице Александре Федоровне.
Художник берется за работу над сюжетом, и вдохновение его снова приводит в зеленый сад, согретый лучами южного солнца — итальянская природа и жизнь во всем многообразии проявлений глубоко вошли в душу и в искусство Брюллова.
На холсте в густой тени уединенного пейзажа мастер изображает за сбором урожая пышнотелую южную красавицу, стоящую на деревянной лестнице и восхищенно любующуюся дарами природы.
Свет полуденного солнца пробивается сквозь пышную резную листву, подсвечивая изнутри спелые ягоды, вспыхивает в золоте серег итальянки, окрашивает тонкими многоцветными рефлексами белизну ее рубашки.
От героини произведения исходит невероятная жизненная сила и кипящая энергия, а ее зрелой красоте вторит налитая соком гроздь винограда.
И если картина «Утро» олицетворяла юность и зарю человеческой жизни и жизни природы, то «Полдень» — это зрелость и расцвет сил. Таким образом, в символическом слиянии бытия природы и жизни человека Брюллов раскрывает свой замысел.
В этой связи «Итальянский полдень» можно считать и отчасти автобиографичной работой — в момент ее создания живописцу было под тридцать лет, он чувствовал себя на вершине сил и находился в поре жизненного полудня.
Готовая работа была принята неоднозначно. Император картиной остался доволен и даже разрешил Обществу поощрения художников распространять ее в литографиях, а Карлу Брюллову пожаловал бриллиантовый перстень. А кроме того, приказал принять в Академию художеств «пенсионером его величества» брата Карла Брюллова — Ивана.
При этом самим Обществом было замечено, что модель, выбранная художником — «более приятных, нежели изящных соразмерностей», в то время как «целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде».
В ответ на комментарии покровителей художник пояснил, что «решился искать разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже больше нравятся, чем строгая красота статуй».
Однако примечательно, что спустя несколько лет художник написал уменьшенное авторское повторение «Итальянского полдня», в котором приблизил образ главной героини к идеальным чертам и пропорциям, отсылающим к античной эстетике.
Авторское название произведения, многократно встречающееся в письмах Карла Брюллова, — «Полдень» или «Полдень. Девушка, снимающая виноград».