Борис Кустодиев запечатлел девушку в пышном платье, похожем на наряды 30-х — 40-х годов XIX века. При этом он изобразил интерьер еще более давних времен: массивный диван и подобные портреты были привычны для обстановки XVIII столетия. Чтобы создать в картине атмосферу старины и загадочности, художник использовал для фона приглушенную цветовую гамму. Темный фон контрастирует с ярко-переливающимся голубым платьем, и это добавляет полотну дополнительной театральности.
Подобные портреты были типичны для эпохи модерна. Художники из круга Бориса Кустодиева постоянно обращались к теме прошлых столетий, их работы отличались стилизацией и театральными эффектами. С 1910 года Борис Кустодиев присоединился к объединению «Мир искусства»: его участники искали идеалы в произведениях барокко и ампира, в национальных старинных традициях. Впоследствии художник вдохновлялся русским народным искусством. Он прославился лубочно-яркими картинами с красавицами-купчихами и нарядными масленицами.
Известно, что в год написания картины «Дама в голубом» Маргарита Лагранж-Судковская «была повенчана законнымъ бракомъ съ корнетом запаса гвардейской кавалеріи, потомственным дворянином» Владимиром Лагранжем. Можно предположить, что портрет заказали как раз к этому событию. Работа поступила в музей в 1962 году из собрания Юрия Бахрушина — сына знаменитого коллекционера Алексея Бахрушина.