Борис Кустодиев на долгие годы оказался прикован к инвалидному креслу из-за болезни. Но, несмотря на боль, он создавал яркие картины со сценами из провинциальной жизни. Он писал ярмарки, народные гулянья, праздники с балаганами, уличными акробатами и скоморохами. Герои его полотен — купцы и купчихи, извозчики и трактирщики, крестьяне и горожане.
Персона
Кустодиев Борис Михайлович
Годы жизни: 1878—1927
#2
#3
Ученик Ильи Репина
#4
Борис Кустодиев родился в 1878 году в Астрахани. Его отец преподавал в местной семинарии. Он умер, когда сыну исполнился год, мать одна воспитывала четверых детей. Кустодиев учился в церковно-приходской школе, после нее — в гимназии. У семьи не было своего жилья, они арендовали флигель в купеческом доме.
В девять лет Кустодиев посетил выставку передвижников, которую привезли в город. Под впечатлением от картин он решил и сам стать художником. Мать согласилась с выбором сына, а дядя оплатил занятия живописью. Кустодиев брал уроки у Павла Власова, выпускника Академии художеств. О своих успехах он писал: «Сначала рисовал орнаменты, части тела, а теперь уже начал и головы. На днях нарисовал с натуры акварелью две айвы и две моркови. Когда я нарисовал их, то удивлялся — я ли нарисовал или другой?»
После выпуска из гимназии Кустодиев уехал в Петербург, где поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. Он много писал с натуры, создавал портреты друзей и родных. Его учитель Илья Репин говорил, что студент был «даровитый, любящий искусство, вдумчивый и серьезный». Он приглашал Кустодиева помогать ему с большими работами. В начале 1900-х годов Репину заказали масштабное полотно «Торжественное заседание Государственного совета». Под руководством наставника Кустодиев выполнил около трети этого холста и написал эскизы для 27 портретов участников Совета.
В 1901 году Кустодиев уехал в Костромскую губернию на каникулы. В поездке он познакомился с Юлией Прошинской, дочерью петербургского чиновника. В 1903 году они поженились, Кустодиев часто писал портреты супруги.
Кустодиев был успешным студентом. По окончании обучения ему вручили золотую медаль Академии, также он получил право на пенсионерскую поездку в Европу. Вместе с семьей художник побывал во Франции и Испании.
В девять лет Кустодиев посетил выставку передвижников, которую привезли в город. Под впечатлением от картин он решил и сам стать художником. Мать согласилась с выбором сына, а дядя оплатил занятия живописью. Кустодиев брал уроки у Павла Власова, выпускника Академии художеств. О своих успехах он писал: «Сначала рисовал орнаменты, части тела, а теперь уже начал и головы. На днях нарисовал с натуры акварелью две айвы и две моркови. Когда я нарисовал их, то удивлялся — я ли нарисовал или другой?»
После выпуска из гимназии Кустодиев уехал в Петербург, где поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. Он много писал с натуры, создавал портреты друзей и родных. Его учитель Илья Репин говорил, что студент был «даровитый, любящий искусство, вдумчивый и серьезный». Он приглашал Кустодиева помогать ему с большими работами. В начале 1900-х годов Репину заказали масштабное полотно «Торжественное заседание Государственного совета». Под руководством наставника Кустодиев выполнил около трети этого холста и написал эскизы для 27 портретов участников Совета.
В 1901 году Кустодиев уехал в Костромскую губернию на каникулы. В поездке он познакомился с Юлией Прошинской, дочерью петербургского чиновника. В 1903 году они поженились, Кустодиев часто писал портреты супруги.
Кустодиев был успешным студентом. По окончании обучения ему вручили золотую медаль Академии, также он получил право на пенсионерскую поездку в Европу. Вместе с семьей художник побывал во Франции и Испании.
#5
Сцены из провинциальной жизни
#6
По возвращении из путешествия Кустодиев построил дачу с мастерской под Кинешмой, которую называл «Терем». Живописец много работал и представлял картины на выставках. Публика и критики положительно о них отзывались, и у Кустодиева начали появляться заказы. С 1905 года он сотрудничал с журналами «Адская почта» и «Искры», где публиковал карикатуры. Кустодиев также создавал графические иллюстрации для книг, в том числе для повести Николая Гоголя «Шинель». В 1909 году ему присвоили звание академика живописи.
Кустодиев изображал на полотнах жизнь русской провинции, писал народные гулянья, ярмарки, купцов и купчих, крестьян и извозчиков, обывателей небольших городов. Для его холстов характерны яркие, чистые цвета, обилие деталей и персонажей. Например, на картине «Деревенский праздник» 1910 года художник запечатлел хоровод на фоне деревьев и сельских домов.
В 1911 году у Кустодиева появилась сильная боль в руке. Он уехал на лечение в Швейцарию, где провел год. Там у художника обнаружили опухоль спинного мозга. Ему потребовалась операция, которую провели в Германии. После лечения он вернулся в Россию.
В 1910-х годах Кустодиев создал серию картин со сценами из провинциальной жизни. Главными героинями полотен стали купчихи в ярких одеждах и цветастых платках. Художник создал собирательный образ русской красавицы — пышнотелой, с круглым румяным лицом. Однако манера Кустодиева и темы его работ не нашли отклика у публики. В прессе писали, что он «вдруг выставляет какую-то дебелую „красавицу“, сидящую на расписном с букетами сундуке», а его творчество называли «нарочитым» и «выдуманным безвкусием».
Другой важной темой в творчестве мастера была Масленица. Он создавал полотна, основываясь на собственном воображении, на представлениях о русском празднике в провинции. Кустодиев писал народные гулянья: катания на лошадях, балаганы и кулачные бои.
Кустодиев изображал на полотнах жизнь русской провинции, писал народные гулянья, ярмарки, купцов и купчих, крестьян и извозчиков, обывателей небольших городов. Для его холстов характерны яркие, чистые цвета, обилие деталей и персонажей. Например, на картине «Деревенский праздник» 1910 года художник запечатлел хоровод на фоне деревьев и сельских домов.
В 1911 году у Кустодиева появилась сильная боль в руке. Он уехал на лечение в Швейцарию, где провел год. Там у художника обнаружили опухоль спинного мозга. Ему потребовалась операция, которую провели в Германии. После лечения он вернулся в Россию.
В 1910-х годах Кустодиев создал серию картин со сценами из провинциальной жизни. Главными героинями полотен стали купчихи в ярких одеждах и цветастых платках. Художник создал собирательный образ русской красавицы — пышнотелой, с круглым румяным лицом. Однако манера Кустодиева и темы его работ не нашли отклика у публики. В прессе писали, что он «вдруг выставляет какую-то дебелую „красавицу“, сидящую на расписном с букетами сундуке», а его творчество называли «нарочитым» и «выдуманным безвкусием».
Другой важной темой в творчестве мастера была Масленица. Он создавал полотна, основываясь на собственном воображении, на представлениях о русском празднике в провинции. Кустодиев писал народные гулянья: катания на лошадях, балаганы и кулачные бои.
#7
Жизнь после революции
#8
В 1916 году боль вернулась с новой силой, но Кустодиев не смог уехать на лечение за границу. Операцию решили провести в Петербурге. Врачи вынесли вердикт: можно сохранить подвижность либо рук, либо ног. Кустодиев попросил сохранить его руки. Так после операции художник до конца жизни остался прикованным к инвалидному креслу и работал полулежа.
Кустодиев сотрудничал с театрами, создавал декорации и эскизы костюмов. Он работал над пьесами Александра Островского «Свои люди — сочтемся» и «Гроза». Живописец познакомился с режиссером Константином Станиславским, писал портреты актеров Московского Художественного театра.
В 1920-е годы Кустодиев рисовал плакаты, обложки для журналов, оформлял книги и календари. Он по-прежнему сотрудничал с театрами, создал декорации к опере «Царская невеста». В 1922 году художник закончил портрет оперного певца Федора Шаляпина. Живописец запечатлел его в объемной шубе на фоне зимнего пейзажа; рядом с певцом — его любимая собака, французский бульдог. На заднем плане Кустодиев изобразил народное гулянье, вывески трактиров, церкви. Шаляпин купил это полотно и увез его с собой в эмиграцию.
В 1927 году Кустодиев подал прошение на поездку в Германию, чтобы пройти лечение. Но отправиться в Европу он не успел. Художник умер весной 1927 года в Ленинграде.
Кустодиев сотрудничал с театрами, создавал декорации и эскизы костюмов. Он работал над пьесами Александра Островского «Свои люди — сочтемся» и «Гроза». Живописец познакомился с режиссером Константином Станиславским, писал портреты актеров Московского Художественного театра.
В 1920-е годы Кустодиев рисовал плакаты, обложки для журналов, оформлял книги и календари. Он по-прежнему сотрудничал с театрами, создал декорации к опере «Царская невеста». В 1922 году художник закончил портрет оперного певца Федора Шаляпина. Живописец запечатлел его в объемной шубе на фоне зимнего пейзажа; рядом с певцом — его любимая собака, французский бульдог. На заднем плане Кустодиев изобразил народное гулянье, вывески трактиров, церкви. Шаляпин купил это полотно и увез его с собой в эмиграцию.
В 1927 году Кустодиев подал прошение на поездку в Германию, чтобы пройти лечение. Но отправиться в Европу он не успел. Художник умер весной 1927 года в Ленинграде.
#1
читать дальшескрыть