В собрании графики Кустодиева в Астраханской картинной галерее — 23 линогравюры. Друг и биограф художника Всеволод Владимирович Воинов писал, что Кустодиев увлекся техникой гравюры на линолеуме в середине 20-х годов ХХ века.
Несмотря на сложность этой техники для человека, сидящего в инвалидном кресле, Борис Михайлович овладел ею очень быстро и создал целую серию замечательных произведений. Он умело использовал средства изобразительности, которые открывала линогравюра. Контрасты белого и черного, света и тени, оттенки цвета, порожденные разной глубиной борозд, проделанных резцами, — все это чрезвычайно импонировало художнику, создавало новый язык произведения.
Всю свою жизнь художник интересовался театром, поэтому нет ничего удивительного в том, что в числе линогравюр Кустодиева есть портреты ленинградских театральных деятелей. Портреты Юрия Корвин-Круковского, Бориса Горин-Горяйнова и Николая Монахова выполнены в 1926 году, все они созданы к юбилеям артистов.
Николая Фёдоровича Монахова (1875–1936) современные историки театра называют первым премьером Большого драматического театра, его душой. Русский и советский актер театра и кино, певец и актер оперетты, он «вошел в серьезный репертуар» только в 44 года. Актер прославился в ролях гольдониевского Труффальдино, шекспировского Ричарда III, шиллеровского Франца в «Разбойниках». В сохранившейся записке Кустодиева, адресованной Монахову, художник выражает свое восхищение игрой артиста в спектакле «Дон Карлос» по пьесе Фридриха Шиллера и сообщает о подготовке портрета, заказанного к юбилею.
Портрет гравирован к бенефису Николая Монахова, состоявшемуся 17 марта 1926 года, в честь 30-летия театральной деятельности артиста. Для гравюры были использованы два портрета Монахова, ранее выполненные Кустодиевым на бумаге сангиной и графитным карандашом. На портрете артист изображен в костюме и полосатой рубашке с галстуком, он внимательно вглядывается вдаль, театральная кулиса открывает пейзаж с деревьями и облаками. Слева внизу — римские цифры ХХХ, что означает 30 лет служения театру.