Борис Кустодиев написал пейзаж «Волга. Радуга» в 1925 году. Он поймал момент, когда небо будто разделилось на две части: справа облака рассеиваются и пропускают солнечный свет, слева на фоне дождя раскинулась яркая радуга. По Волге снуют суда, на берегу виднеется маленькая церквушка.
Волга. Радуга
Время создания
1925
Место создания
Россия
Размер
79x99 см
Техника
холст, масло
Коллекция
4
Открыть в приложении#1
Борис Кустодиев
Волга. Радуга
#2
#3
Поздний период творчества
#4
Считается, что лучшие работы Кустодиев создал в последний период жизни, когда был уже тяжело болен: в начале 1910-х художник оказался прикованным к инвалидной коляске из-за опухоли в позвоночнике. Но именно тогда он выработал особенно жизнерадостную палитру красок. Как раз в те годы он написал прославившие его «Красавицу», «Масленицу», портрет Фёдора Шаляпина.
#14
Борис Кустодиев. Портрет Федора Шаляпина. 1922. Государственная Третьяковская галерея
#13
Картина «Волга. Радуга» тоже относится к позднему периоду. Она написана примерно за два года до кончины художника — он привез её из последней поездки по Волге в Астрахань. Работа интересна ещё и тем, что Кустодиев редко обращался к «чистому» пейзажу, обычно в его картинах есть персонажи. Тем не менее, в «Волге. Радуге» легко опознать манеру Кустодиева благодаря теплым ярким оттенкам и насыщенной радуге.
#6
Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел — любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, «русскому». Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин.
Борис Кустодиев
#7
«Настоящий Кустодиев»
#8
Борис Кустодиев жил с 1878 по 1927 годы. Он известен красочными картинами с красавицами-купчихами и разноцветными масленицами. Александр Бенуа так описывал его творчество: «…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок"».
#10
Борис Кустодиев. Масленица (Масленичное катание). 1919. Музей-квартира И.И. Бродского (Санкт-Петербург)
#9
Ярко-праздничная манера с упрощенными формами родилась из увлечения Кустодиева народным искусством: лубочными картинками, вывесками провинциальных лавочек, балаганным театром. При этом академическая выучка в классе Ильи Репина оставалась заметной. Для сюжетов художник часто выбирал народные гуляния и праздники, тесно переплетая реальность с вымыслом.
#12
Народные мотивы
#11
Искусство Кустодиева шло в ногу со временем: в 1900-е годы интерес просвещенной публики к народному творчеству сильно вырос. В то время работали знаменитые талашкинские и абрамцевские мастерские; тогда же открывались многочисленные школы народного искусства в селе Красном, Троице-Сергиевой лавре, Федоскине — в тех местах, где издавна процветали важные художественные промыслы. И если поколение передвижников (Илья Репин, Василий Перов, Владимир Маковский) обращались к народной теме, чтобы показать именно тяжелую жизнь простых людей, то поколение Кустодиева смотрело на народ уже не с жалостью, а с восхищением — как на носителей исконно-русской, старинной культуры.
читать дальшескрыть
Волга. Радуга
Время создания
1925
Место создания
Россия
Размер
79x99 см
Техника
холст, масло
Коллекция
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться