«В мастерской Ильи Ефимовича Репина» — один из подготовительных рисунков к работе «Постановка модели в мастерской Ильи Ефимовича Репина в Академии художеств» (1899–1902), написанной группой учеников мастера. Кустодиев разработал эскиз картины и написал в ней ряд портретов соучеников.
На эскизе ученики и ученицы (в это время в Академии уже обучались женщины) заняты работой, советуются друг с другом, рассматривают уже созданное. В центре работы изображен сам Илья Ефимович — коренастая небольшая фигура в темном костюме в характерной для художника позе. Он рассматривает работу на мольберте, которая не видна зрителю. Несколько учеников за его спиной внимательно следят за мэтром, ожидая его замечаний. На рисунке изображена просторная комната с окном и несколькими лампами под потолком, в которой находится большое количество людей. Неудивительно, ведь в разные годы в мастерской одного из самых популярных преподавателей Императорской Академии художеств Ильи Репина было до сотни учеников.
На рисунке-эскизе, как нередко бывает в эскизах, изображенные плохо определимы (фигуры достаточно условны, отсутствуют лица), поэтому портретное сходство можно угадать лишь по позам или каким-то характерным деталям. На самой же картине Кустодиев исполнил портреты Дмитрия Богословского, Светланы Беклемишевой, Вассы Епифановой, Евгении Малишевской, Филиппа Малявина и Александра Мурашко, вместе с которым работал над фигурой натурщицы.
Известно, что Кустодиев, перешедший к Репину из классов И.И. Творожникова и В.Е. Савинского, вначале находился под сильным влиянием Ильи Ефимовича. Репин развивал в своих учениках дух творчества, общественную активность, бережно относился к их творческой индивидуальности. Илья Ефимович Репин возлагал на Кустодиева большие надежды. Как один из самых перспективных учеников, вместе с Иваном Куликовым Кустодиев получил от учителя предложение участвовать в написании полотна, во многом определившего его судьбу, — «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1901–1903).
Рисунок поступил в собрание дома-музея в 1964 году как дар Ирины Борисовны Кустодиевой.