Большое полотно «Купальщица» из коллекции Тюменского музейно-просветительского объединения написал русский художник Борис Кустодиев. Он выполнил его в 1922 году, но исполнил в стиле, сложившемся еще в 1910-е годы. Кустодиев родился в 1878 году в Астрахани. С 1896 года учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в классе Ильи Репина. Вместе со своим учителем юный художник работал над масштабным полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года».
Свои работы Кустодиев показывал на выставках в различных художественных объединениях, был членом Союза русских художников с 1907 года, затем — «Мира искусства» с 1910 года. Кустодиев довольно скоро проявил свою собственную мощную творческую индивидуальность. Он создал особый «род пластического искусства», основанный на профессиональной грамоте, любви к русской провинции, понимании гармонии цвета, близком народному, и на особом, остром видении и восприятии мира. Это типичная кустодиевская композиция, где тесно сплетены натурное и сочиненное.
Большая фигура купальщицы занимает почти всю плоскость холста, где фон — летний городской пейзаж с жанровыми мотивами. Колорит построен на любимых Кустодиевым звонких сочетаниях цвета: розовый, голубой, нежно-зеленый, белый, лиловый с их градациями. Обычно Кустодиев все фигуры и предметы фона писал тщательно. В «Купальщице» они оставлены чуть незавершенными.
В дневниках искусствоведа, художника-графика Всеволода Владимировича Воинова, друга семьи Кустодиевых, есть запись от 19 января 1922 года, которая одновременно объясняет эту особенность картины и раскрывает имя заказчика:
Свои работы Кустодиев показывал на выставках в различных художественных объединениях, был членом Союза русских художников с 1907 года, затем — «Мира искусства» с 1910 года. Кустодиев довольно скоро проявил свою собственную мощную творческую индивидуальность. Он создал особый «род пластического искусства», основанный на профессиональной грамоте, любви к русской провинции, понимании гармонии цвета, близком народному, и на особом, остром видении и восприятии мира. Это типичная кустодиевская композиция, где тесно сплетены натурное и сочиненное.
Большая фигура купальщицы занимает почти всю плоскость холста, где фон — летний городской пейзаж с жанровыми мотивами. Колорит построен на любимых Кустодиевым звонких сочетаниях цвета: розовый, голубой, нежно-зеленый, белый, лиловый с их градациями. Обычно Кустодиев все фигуры и предметы фона писал тщательно. В «Купальщице» они оставлены чуть незавершенными.
В дневниках искусствоведа, художника-графика Всеволода Владимировича Воинова, друга семьи Кустодиевых, есть запись от 19 января 1922 года, которая одновременно объясняет эту особенность картины и раскрывает имя заказчика: