В экспозиции Дома-музея Бориса Михайловича Кустодиева представлен портрет любимой модели художника — дочери Ирины. Кустодиев писал дочь с самого раннего детства и до своего последнего дня. По словам Ирины Борисовны, отец впервые нарисовал ее, когда девочке было всего четыре часа от роду.
В живописном портрете представлено поколенное изображение Ирины — молодой девушки в платье модного покроя глубокого синего цвета. Складки материи схвачены на боку крупной декоративной пряжкой, белокурые вьющиеся волосы выбиваются из-под модной шляпки, эффектна почти театральная поза, из мягкой полутени мерцают глаза, ярко накрашены губы. Одна рука Ирины прижата к груди, в другой она держит какой-то текст — может быть, разучивает роль? В это время Ирина училась в Ленинграде в Институте сценических искусств, готовилась стать актрисой.
Кустодиев единственный работал в семье, где дети Кирилл и Ирина учились, а жена Юлия, хотя и подрабатывала машинисткой, несла на своих плечах бремя заботы о муже и детях-студентах. Ирина училась «на бесплатной вакансии», но не потому, что ее отец — известный художник, а «ввиду хронической болезни отца, инвалида 1-й группы». Это было распоряжением чиновников Сорабиса в ответ на обращение Кустодиева в приемную комиссию института.
Хотя семья жила достаточно скромно, Ирину по-прежнему баловали, как и в детстве, о чем свидетельствовал ее модный дорогой наряд. В портрет художник вложил не только умение передать характер и внешность модели, но и всю свою любовь к дочери. Композиция портрета очень проста. Сложный цвет фона работы свидетельствует о мастерстве Бориса Кустодиева, ведь еще чуть-чуть, и он стал бы неприятным, грязным. Ему же удалось за счет контрастного фона выделить, выдвинуть на первый план фигуру, сделать ее ощутимо объемной. В произведении мастер использовал один из своих излюбленных приемов — изображение темной, силуэтной фигуры на светлом фоне. Великолепен насыщенный тон ткани платья, нежно светится кожа рук и обнаженного плеча Ирины, притягивают взор аксессуары: шляпка, пряжка.
«Портрет Ирины Кустодиевой, дочери художника» стал последним ее живописным портретом, выполненным отцом. Ирина значительную часть своей жизни проработала в Ленинградской филармонии, написала воспоминания об отце, принимала участие в организации выставок его произведений на всей территории СССР, добилась перезахоронения Кустодиева в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Ленинграде.