Борис Кустодиев создал портрет историка-этнографа, публициста, автора популярных исторических романов Даниила Мордовцева в 1901 году. Этот год для Мордовцева стал знаменательным: вышло его первое полное собрание сочинений в 50 томах.
Картину Кустодиев написал в традициях кабинетного портрета: он поместил писателя в естественное для него окружение — удобное кресло, стеллаж с книжными полками. Художник стремился запечатлеть на холсте свое первое впечатление от Мордовцева, поэтому создал портрет в этюдной манере — широкими и свободными мазками.
Композиция картины намеренно проста: в глубоком кресле сидит седой старец, который задумчиво склонил голову. Кустодиев раскрыл образ своего героя при помощи деталей: характерной позы и задумчивого взгляда — а также через интерьер, который является своеобразным продолжением внутреннего мира ученого Мордовцева.
Искусствоведы называют Бориса Кустодиева мастером жанровой живописи: ярких и красочных полотен о веселых ярмарках, народных гуляниях с тройками и балаганами, деревенском и купеческом быте. Однако он также был выдающимся графиком и скульптором, создавал книжные иллюстрации и работал театральным художником.
Известен Кустодиев стал благодаря портретам. Именно их заметил и высоко оценил художник Илья Репин. В 1901 году он привлек Кустодиева к работе над масштабным полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Художник выполнял этюды и портретные зарисовки к этой многофигурной композиции.
Репин говорил:
Картину Кустодиев написал в традициях кабинетного портрета: он поместил писателя в естественное для него окружение — удобное кресло, стеллаж с книжными полками. Художник стремился запечатлеть на холсте свое первое впечатление от Мордовцева, поэтому создал портрет в этюдной манере — широкими и свободными мазками.
Композиция картины намеренно проста: в глубоком кресле сидит седой старец, который задумчиво склонил голову. Кустодиев раскрыл образ своего героя при помощи деталей: характерной позы и задумчивого взгляда — а также через интерьер, который является своеобразным продолжением внутреннего мира ученого Мордовцева.
Искусствоведы называют Бориса Кустодиева мастером жанровой живописи: ярких и красочных полотен о веселых ярмарках, народных гуляниях с тройками и балаганами, деревенском и купеческом быте. Однако он также был выдающимся графиком и скульптором, создавал книжные иллюстрации и работал театральным художником.
Известен Кустодиев стал благодаря портретам. Именно их заметил и высоко оценил художник Илья Репин. В 1901 году он привлек Кустодиева к работе над масштабным полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Художник выполнял этюды и портретные зарисовки к этой многофигурной композиции.
Репин говорил: