В художественном собрании Дома-музея Бориса Михайловича Кустодиева хранится картина «Жатва», произведение бытового жанра, говорящее о Кустодиеве как о знатоке народного быта и деревенской жизни.
Обычно в картинах художника провинция, полная красоты, покоя и постоянства, воплощает мечту о гармонии патриархального мира. Деревенские гуляния, изобильные ярмарки, крестьянские сцены часто выстроены как фриз, в горизонтальной композиции, позволяющей последовательно, «кадр за кадром» рассматривать происходящее, любоваться им, переходить от одной группы персонажей к другой. «Жатва» написана под непосредственным впечатлением жизни в костромской глубинке, куда Кустодиевы семьей ездили в построенный в 1905 году дом-мастерскую «Терем». Художник полюбил этот край еще со времени работы над выпускной картиной «Базар в деревне». Тогда, в 1900–1903 годах, он приезжал к своему другу Константину Мазину, собирая материал, путешествовал вместе с ним и Дмитрием Стеллецким по окрестностям: в Маурино, Козловку, Калганово, Семеновское-Лапотное. Имея возможность много наблюдать за работой крестьян в поле, художник проникся уважением к нелегкому труду кормильцев России.
Картина воспроизводит уборку хлеба. Намеренно заниженный горизонт на квадратном полотне позволяет Кустодиеву передать величие и могущество природы, щедро одаривающей тех, кто усердно и много трудится. В «Жатве» мастеру удивительно удается небо: еще яркое вечернее солнце садится в облака, огнем пылает «небесный пожар», но уже легли глубокие тени, начал темнеть дальний лес. Крестьяне торопятся успеть до заката сделать побольше. Их важная и нелегкая работа — уборка хлеба — еще не завершена. Женщины с серпами в руках срезают желтые спелые колосья, соломенными жгутами перетягивают снопы, укладывают их в копны. Это была женская работа, с ней обычно были связаны представления о женской силе, проворстве и ловкости. Яркая палитра, использованная художником, делает произведение нарядным, почти декоративным.
Это особенная работа в творчестве художника, ведь именно с нее началась астраханская кустодиевская коллекция. Произведение было приобретено Догадиным П.М. на московской выставке «мирискусников» в 1916 году и передано им в 1918 году городу вместе со всей коллекцией произведений искусства.