Картина «Жатва» (1914) — произведение бытового жанра. Эта работа характеризует Б.М. Кустодиева как знатока народного быта и деревенской жизни. Обычно в картинах художника провинция, полная красоты, покоя и постоянства, воплощает мечту о гармонии патриархального мира. Деревенские гуляния, изобильные ярмарки, крестьянские сцены часто выстроены как фриз, в горизонтальной композиции, позволяющей последовательно, «кадр за кадром» рассматривать происходящее, любоваться им, переходить от одной группы персонажей к другой.
«Жатва» написана под непосредственным впечатлением жизни в костромской глубинке, куда Кустодиевы семьей ездили в построенный в 1905 году дом-мастерскую «Терем».
Художник полюбил этот край еще со времени работы над выпускной картиной «Базар в деревне». Тогда, в 1900–1903 годах он приезжал к своему однокашнику Константину Мазину, собирая материал, путешествовал вместе с ним и Д.С. Стеллецким по окрестностям: в Маурино, Козловку, Калганово, Семеновское-Лапотное. Имея возможность много наблюдать за работой крестьян в поле, художник проникся уважением к нелегкому труду кормильцев России. Картина воспроизводит уборку хлеба. Намеренно заниженный горизонт на квадратном полотне позволяет Кустодиеву передать величие и могущество природы, щедро одаривающей тех, кто усердно и много трудится.
«Жатва» написана под непосредственным впечатлением жизни в костромской глубинке, куда Кустодиевы семьей ездили в построенный в 1905 году дом-мастерскую «Терем».
Художник полюбил этот край еще со времени работы над выпускной картиной «Базар в деревне». Тогда, в 1900–1903 годах он приезжал к своему однокашнику Константину Мазину, собирая материал, путешествовал вместе с ним и Д.С. Стеллецким по окрестностям: в Маурино, Козловку, Калганово, Семеновское-Лапотное. Имея возможность много наблюдать за работой крестьян в поле, художник проникся уважением к нелегкому труду кормильцев России. Картина воспроизводит уборку хлеба. Намеренно заниженный горизонт на квадратном полотне позволяет Кустодиеву передать величие и могущество природы, щедро одаривающей тех, кто усердно и много трудится.
В «Жатве» мастеру удивительно удается небо: еще яркое вечернее солнце садится в облака, огнем пылает «небесный пожар», но уже легли глубокие тени, начал темнеть дальний лес. Крестьяне торопятся успеть до заката сделать побольше. Их важная и нелегкая работа — уборка хлеба еще не завершена. Женщины с серпами в руках срезают желтые, спелые колосья, соломенными жгутами перетягивают снопы, укладывают их в копны. Это была женская работа, с ней обычно были связаны представления о женской силе, проворстве и ловкости. Недаром раньше говорили: