«Заснула. Портрет Е.М. Кустодиевой» — одна из самых ранних работ художника в Доме-музее Бориса Михайловича Кустодиева.
На этюде изображена Екатерина Михайловна (1873–1941), сестра художника, которая была старше его на пять лет. Она закончила Астраханскую женскую гимназию. После этого отправилась в столицу, где поступила на Педагогические курсы Санкт-Петербургских женских гимназий. С 1891 по 1894 год девушка прошла «полный курс теоретического и практического приготовления к званию Домашней наставницы». Известно, что в это время она занималась рисунком и живописью в Обществе поощрения художеств. Рисунки девушка присылала домой. Именно сестра Катя отвела маленького Бориса на выставку работ художников-передвижников, посетившую Астрахань в 1889 году, именно она заинтересовала его живописью. В Астрахани, работая учительницей математики в Мариинской женской гимназии, она знакомится с Павлом Алексеевичем Власовым, становится участницей его художественного кружка, усердно и не без успеха занимаясь живописью.
На этюде — комната Кати. Девушка, утомившись от занятий, заснула. Художник стремится не просто изобразить спящую девушку, а рассказать нам о ее мире, интересах, вещах, которые ее окружают. Эта картина создана Кустодиевым еще в художественной студии Власова. Она дает нам представление о том, чему уже научился молодой художник. Перед нами — портрет-картина. Понятная композиция, четко выстроенная перспектива, колорит, характерный для реалистической живописи данного периода. И большое портретное сходство с моделью. В отделе рукописей Российской национальной библиотеки в Петербурге в коллекции актера Владимира Ростиславовича Гардина сохранился карандашный набросок этой работы. На горизонтальном листке графитным карандашом крупно дано поясное изображение спящей девушки, сидящей за столом. Зачитавшись, она заснула, положив руку под голову. На стене — этюд мальчика в картузе, в стакане на столе — карандаши и кисти, выдающие увлечение девушки рисованием и живописью.
Изображение датировано 1896-м годом и, скорее всего, сделано с натуры. Сравнение этюда, хранящегося в Астрахани, и предварительного рисунка позволяет увидеть «творческую лабораторию» художника: он изменил не только формат работы, но и ее композицию.