Творчество Бориса Михайловича Кустодиева (1878–1927) представлено в Тарусской картинной галерее его поздней акварелью «Гулянье на селе», созданной всего лишь за год до смерти художника. Начав свой путь как художник-портретист, он создавал жанровые картины, работал карикатуристом и иллюстратором, театральным художником.
Будучи учеником Ильи Репина, также испытал влияние Валентина Серова, особенно в портретной живописи. Тем не менее Кустодиев сумел создать свой узнаваемый неповторимый стиль не только в манере изображения, но и в выборе сюжетов. Он воплощал сцены из жизни родной ему мещанской среды русского купечества, воспевал образы купчих в качестве идеала женской красоты — пышных безмятежных красавиц в интерьерах. Отражал феерии народных масленичных гуляний, ярмарок, чаепитий, создавая изображения, приближенные к лубочным.
Творческий оптимизм и активность Кустодиева получили проявление и в более поздних работах, например, в акварели 1926 года «Гулянье на селе». Изображены две сельские красавицы, закутанные в шубы и шали, на фоне пейзажного мотива. На заднем плане — группа стоящих парней, среди которых гармонист в буденовке. Художник выбрал для этой композиции монохромную гамму, в качестве акцента использовал красный для создания узоров на шали и одежде девушек. Невзирая на лаконичность выразительных средств, Кустодиев остался внимателен к деталям, в которых проявлялся его графический талант. Четки и объемны узоры шалей, что создает некий контраст с сознательно бледным и обобщенно прописанным фоном.
Кустодиеву было свойственно восхищение красотой жизни, и особенно оно выражалось в его воспевании женской красоты. Даже в рамках небольшой акварели ему удается представить полнокровные, привлекательные женские образы. Передано и эмоциональное состояние героев — ощущение подъема и светлого взгляда в будущее периода НЭПа.
Поразительным образом Кустодиеву удавалось сохранять свою творческую уникальность на протяжении долгого времени, воссоздавая быт сначала дореволюционной, а затем Советской России.
Будучи учеником Ильи Репина, также испытал влияние Валентина Серова, особенно в портретной живописи. Тем не менее Кустодиев сумел создать свой узнаваемый неповторимый стиль не только в манере изображения, но и в выборе сюжетов. Он воплощал сцены из жизни родной ему мещанской среды русского купечества, воспевал образы купчих в качестве идеала женской красоты — пышных безмятежных красавиц в интерьерах. Отражал феерии народных масленичных гуляний, ярмарок, чаепитий, создавая изображения, приближенные к лубочным.
Творческий оптимизм и активность Кустодиева получили проявление и в более поздних работах, например, в акварели 1926 года «Гулянье на селе». Изображены две сельские красавицы, закутанные в шубы и шали, на фоне пейзажного мотива. На заднем плане — группа стоящих парней, среди которых гармонист в буденовке. Художник выбрал для этой композиции монохромную гамму, в качестве акцента использовал красный для создания узоров на шали и одежде девушек. Невзирая на лаконичность выразительных средств, Кустодиев остался внимателен к деталям, в которых проявлялся его графический талант. Четки и объемны узоры шалей, что создает некий контраст с сознательно бледным и обобщенно прописанным фоном.
Кустодиеву было свойственно восхищение красотой жизни, и особенно оно выражалось в его воспевании женской красоты. Даже в рамках небольшой акварели ему удается представить полнокровные, привлекательные женские образы. Передано и эмоциональное состояние героев — ощущение подъема и светлого взгляда в будущее периода НЭПа.
Поразительным образом Кустодиеву удавалось сохранять свою творческую уникальность на протяжении долгого времени, воссоздавая быт сначала дореволюционной, а затем Советской России.